Презентация, доклад к внеурочному занятию по риторике для 5-6 класса на тему Общаемся в школе и дома ( Официальное и неофициальное общение)

Содержание

Вячеслав Григорьевич Капустин        Спасибо - красивое русское слово,      Оно - благодарность, оно и привет,      А если с улыбкой, то слова такого      Приятней, дороже,

Слайд 1Мастерская речи «Пёрышки»
Учитель русского языка и литературы
КОГОБУ ЦДОД
Лянгузова Оксана Михайловна
Общаемся в

школе и дома ,
или
Официальное и неофициальное общение
Мастерская речи «Пёрышки»Учитель русского языка и литературыКОГОБУ ЦДОДЛянгузова Оксана МихайловнаОбщаемся в школе и дома ,илиОфициальное и неофициальное

Слайд 2Вячеслав Григорьевич Капустин
 
     
Спасибо

- красивое русское слово,
      Оно - благодарность, оно и привет,
      А если с улыбкой, то слова такого
      Приятней, дороже, пожалуй, и нет.
 
      "Спасибо" пробито на кассовых чеках,
      Но это всего лишь формальности дань,
      Оно не идёт от души человека,
      Меж этим и тем есть заметная грань.
 
      Спасибо - волшебное русское слово,
      Но жаль, что всё реже мы слышим его.
      Что стало с людьми, кто сумеет толково
      Ответить нам: как, почему, отчего?
 
     

Поэтическая страничка

Вячеслав Григорьевич Капустин            Спасибо - красивое русское слово,     

Слайд 3
Быть может, нашлась ему просто замена
 

    Из многих других мировых языков?
      Да нет - незаметна пока что измена
      Спасибу, пришедшему к нам из веков.
 
      Я рад, что оно и живО, и здорово,
      Как низкий поклон благодарных людей.
      Друзья, не скупитесь на доброе слово,
      Спасибо порой и подарка ценней...

Благодарю!

БЛАГО + ДАРЮ

Извините!

Исключите меня из вины

Быть может, нашлась ему просто замена      Из многих других мировых

Слайд 4
Лишь шесть вещей должны вы знать,
И вам язык не враг,
Кому сказать,

____________ (адресат)
О чем сказать, ____________ (содержание)
Зачем, _____________ (задача)
Когда, _____________ (время)
И где, ______________ (место)
И как, ______________ ( в каком стиле
и каком жанре)

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

Прочитайте стихотворение Р.Уодиса .
Что нужно знать, чтобы успешно общаться?

Лишь шесть вещей должны вы знать,И вам язык не враг,Кому сказать, ____________ (адресат)О чем сказать, ____________ (содержание)Зачем,

Слайд 5
Творческое задание
Разыграй следующие речевые ситуации :

Твой адресат — мама. Твоя коммуникативная

задача - «подготовить» её к родительскому собранию.

Твой друг очень расстроился по поводу плохой оценки за контрольную работу. Успокой его.

Ты открыл своё кафе. Предложи гостям отведать твоё фирменное блюдо.

Ты — организатор фотовыставки. Пришло много твоих друзей. Пригласи их осмотреть твои работы.
Творческое заданиеРазыграй следующие речевые ситуации :Твой адресат — мама. Твоя коммуникативная задача - «подготовить» её к родительскому

Слайд 6

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до

сих пор не "коридор", а "колидор". "Дилектор входит в кабинет"... "Закрыт магазин на обед"... "Хозяйка моет стаканы"... "Секёт свеклу"... Пекёт блины..."
И до меня дошёл черёд, меня он портфелем зовёт. Но мне не зря "Родную речь" судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя: пусть и его зовут Петя.

Юрий Тимянский

РАССКАЗ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.  Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор  не

Слайд 7
– Петя! – несётся со двора, – тебе домой идти пора! – Не

трогай малыша, Петя, ведь ты большой, а он дитя!
"Петя"обижен на ребят:
–Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня Отняли имя у меня?

– Петя! – несётся со двора, – тебе домой идти пора! – Не трогай малыша, Петя,

Слайд 8








ОДИН — МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

НЕМНОГО — ГРУППОВОЕ

МНОГО — МАССОВОЕ

ОДИН

По количеству участников можно выделить
несколько типов общения

ОДИН

Слайд 9История удивительной книги
Николай Носов
«Витя Малеев в школе и дома» (

1951 г.) - любимая книга ваших бабушек и дедушек!
История удивительной книгиНиколай Носов «Витя Малеев в школе и дома» ( 1951 г.) - любимая книга ваших

Слайд 10Официальная обстановка :
деловая,
служебная ,
казённая
Неофициальная обстановка :
бытовая,
обыденная,


повседневная

Официальная обстановка : деловая, служебная , казённаяНеофициальная обстановка : бытовая, обыденная, повседневная

Слайд 11ОФИЦИАЛЬНЫЙ , -ая, -ое, -лен, -льна 1. Правительственный или должностной Официальное опровержение,

официальное лицо. 2. Производимый с соблюдением установленных норм, формальностей. Официальное приглашение. Официальный тон беседы.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где officiel < лат. officialis «служебный» < officium «должность, служба» < focere - «делать».

Заглянем в словарь

ОФИЦИАЛЬНЫЙ , -ая, -ое, -лен, -льна 1. Правительственный или должностной Официальное опровержение, официальное лицо.  2. Производимый

Слайд 13
Дома,
на работе,
в школе,
на экскурсии в музее,
на прогулке с

друзьями
в лесу,
на семейном ужине,
на приёме у врача
в общественном
транспорте,
в гостях у знакомых,
на собрании класса

ОФИЦИАЛЬНО или НЕОФИЦИАЛЬНО ?

Рассортируй ситуации : О — официальная,
Н - неофициальная

Дома, на работе,в школе, на экскурсии в музее, на прогулке с друзьями

Слайд 14


Хохотать до упаду, решить судьбу, светская хроника, принять решение, ужасно обидеться,

растянуться на печке, парламентские дебаты, хлопать ушами, библиографический указатель,
как об стенку горох, явка с повинной, явился не запылился!

ОФИЦИАЛЬНО или НЕОФИЦИАЛЬНО ?

Задание. Рассортируй выражения на официальные и неофициальные

О

Н

Хохотать до упаду, решить судьбу, светская хроника, принять решение, ужасно обидеться, растянуться на печке, парламентские дебаты, хлопать

Слайд 15


- Добрый день!
- Сколько лет, сколько зим!
- Приветствую вас.


- Привет, я рад тебя видеть!
- Вы не скажете ?
- Разрешите обратиться
- Я не помешаю?

ОФИЦИАЛЬНО или НЕОФИЦИАЛЬНО ?

Задание. Рассортируй выражения на официальные и неофициальные. В каких речевых ситуациях они могли быть использованы?

О

Н

- А кто говорит?
- Какими судьбами?
- Чему обязан?
- А кто ты, собственно, такой?
- С кем имею честь?
- Чего изволите?
- Позвольте узнать ваше имя?

- Добрый день! - Сколько лет, сколько зим! - Приветствую вас. - Привет, я рад тебя видеть!-

Слайд 16

У судеб тоже судьба непростая.
Во всех падежах множественного числа слова

«судьба» ударение ставится на первый слог:
сýдьбы, сýдеб, сýдьбами и т. д. — в общем случае. Но в некоторых устойчивых оборотах сохранилось историческое место ударения:
волею судéб, какими судьбáми?

Орфоэпический словарь

Этимологический словарь

Судьба – слово судьба происходит от корня суд.
Судьба - от суд Божий

У судеб тоже судьба непростая. Во всех падежах множественного числа слова «судьба» ударение ставится на первый слог:

Слайд 17
Однажды на уроке математики Бобка задумался, и

только у него начало кое-что изобретаться, как вдруг послышался голос :
- Пончиков, к доске. Расскажите нам, сколько будет : десять отнять ноль?
Тут надо было ответить : «Так и будет десять». А Бобка от неожиданности только тупо уставился на доску, а уши у него покраснели, как флаги в Первомай. Постояв так с минуту, Бобка хотел было промямлить «Не знаю», - как вдруг у него будто что-то щёлкнуло в голове, и он выпалил :
«О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая дочь Николая, что ответа я не знаю».
У Ольги Николаевны даже очки на лоб полезли от удивления и возмущения.
( Сергей Макаров «Необыкновенные приключения школьника Бобки»)

Уместно ли ?

Однажды на уроке математики Бобка задумался, и только у него начало кое-что

Слайд 18- Вы меня вызывали?
- Не помешаю?
- Можно? Вы не заняты?


- Я зайду на минутку?
- Извините, есть свободные места?
- Извините, я опоздал...

Загляните в кабинет ...

- Вы меня вызывали?- Не помешаю? - Можно? Вы не заняты? - Я зайду на минутку? -

Слайд 19
Директору школы
Фёдорову А.М
от ученика 7 «в»
Давыдова Димы
Объяснительная записка

Уважаемый

Александр Михайлович!
Я, Дима Давыдов , ученик 7 «в» класса, не попал сегодня на контрольную по алгебре не потому, что проспал ( это я во вторник проспал!), а благодаря аномальному явлению, свалившемуся мне на голову по дороге в школу. Летающая тарелка с гуманоидами опустилась на футбольное поле, где я нечаянно оказался перед звонком на контрольную. Коварные пришельцы пытались затащить меня в свой корабль, но я оказал им достойное сопротивление, как нас учили на уроке ОБЖ. В результате вышеизложенного я опоздал на алгебру со всеми вытекающими последствиями.
Очень прошу Вас считать моё опоздание недействительным.
Ваш ученик
Дима Давыдов
Директору школыФёдорову А.Мот ученика 7 «в»Давыдова ДимыОбъяснительная записка   Уважаемый Александр Михайлович!  Я, Дима Давыдов

Слайд 20Творческое задание
1.Придумайте рифмовки для запоминания правильных ударений :
портфЕль,

свЁкла, стакАны, какими судьбАми!

2. Прочитайте объяснительную записку ученика 7класса . Можно ли её считать официальным документом? Примут ли такой документ в школе? Помогите Диме правильно составить эту объяснительную записку, приведите более правдоподобные причины опоздания.
Творческое задание1.Придумайте рифмовки для запоминания правильных ударений :   портфЕль, свЁкла, стакАны, какими судьбАми! 2. Прочитайте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть