Слайд 2Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного
к «важнейшим частям службы Государственной».
В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I. В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.
Слайд 3Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле
Екатерининского дворца.
Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Слайд 4Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель
Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.
Слайд 5Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа
по 1 июля.
Слайд 6Лицейский зал
В этом зале 8 января 1815 года на переводном
экзамене Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта XVII века читал свои стихи. Г. Р. Державин был в восхищении и назвал юного поэта своим преемником.
Слайд 7Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.
Слайд 8Верхний этаж занимали спальни.
На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод
и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Слайд 9ДВОРЦОВЫЙ САД
Рядом с дворцом отдельном строении находился служебный блок и квартира
директора Лицея. Во дворе располагалась церковь, а за ней был большой сад.
Слайд 11 Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению
языков: "российского, латинского, французского, немецкого", математики, словесности и риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию.
Слайд 12Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса), за это время изучались
следующие дисциплины:
нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтованиеизящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая ездаизящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Слайд 13 Распорядок дня лицеиста
В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем
воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей.
С 8 до 9 часов проводился урок в классах.
С 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке.
С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах.
В 13 часов — обед и короткий перерыв.
В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию,
с 15 до 17 часов проходили уроки в классах.
После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.
С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков.
После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.
Слайд 14ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ
На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни,
должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.
Слайд 15 «Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог
царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей»
Слайд 16ЛИЦЕЙСКИЕ ПРОФЕССОРА
Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные
качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание.
Слайд 17 В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных
наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.
Слайд 23Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды.
Слайд 24Антон Антонович
Дельвиг
Иван Иванович
Пущин
Близкие друзья Пушкина по Лицею.
Пушкин сохранил лицейскую дружбу
и
культ Лицея на всю жизнь.
Вильгельм Карлович
Кюхельбекер
Слайд 25 ИВАН ИВАНОВИЧ ПУЩИН (1798-1859)
Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг;
"рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского;
Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга.
Слайд 26АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ
(1798 - 1831)
Один из ближайших друзей Пушкина с
лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов.
С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах.
Слайд 27КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС (1801 - 1870 )
Товарищ Пушкина по Лицею;
в выпуске один из последних, наряду с Пушкиным и Броглио, любимый однокашниками как весельчак, но оставивший память лишь своим прекрасным почерком, коим переписывал лицейские журналы, носившие помету: "В типографии Данзаса". Если бы не было участие в дуэли Пушкина, принадлежал бы к наименее заметным его лицейским товарищам.
Но Данзас с такою самоотверженностью принял на себя миссию секунданта Пушкина ( ему за это грозила суровая кара ) и затем, после дуэли, показал такую любовь и преданность к умирающему товарищу, что вызвал к себе всеобщее внимание и расположение.
Слайд 28ВИЛЬГЕЛЬМ КЮХЕЛЬБЕКЕР
(1797 —1846)
По свидетельству М.А. Корфа, во время учебы был
«предметом постоянных и неотступных насмешек всего Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность». Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера, ориентированные на архаические литературные образцы.
Слайд 30 «Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам
Царское Село».