Презентация, доклад к уроку Жизнь в тексте, или художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ

Содержание

Жизнь в тексте. Художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ.

Слайд 1…Отступают в неизвестность Речи русской чудеса

В. Шефнер

Когда потеряют значения
Слова и предметы,
На землю для их обновления
Приходят поэты
Н. Матвеева

…Отступают в неизвестность Речи русской чудеса

Слайд 2Жизнь в тексте. Художественно – изобразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ.

Жизнь в тексте. Художественно – изобразительные  средства языка.  Подготовка к ЕГЭ.

Слайд 3Проверочный тест
1. Стили речи отличаются один от другого только наличием

или отсутствием средств художественной выразительности
2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.
3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи.

Проверочный тест 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности 2.

Слайд 4Проверочный тест
4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой,

образной, выразительной.
5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».
6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы.

Проверочный тест4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной. 5. Изобразительные средства необходимо

Слайд 5Проверочный тест
- 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием

или отсутствием средств художественной выразительности
+ 2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.
- 3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи.

Проверочный тест- 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности+ 2.

Слайд 6Проверочный тест
+ 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь

яркой, образной, выразительной.
+ 5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».
- 6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы.

Проверочный тест+ 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной.+ 5. Изобразительные средства

Слайд 7Троп (греч. «tropos») означает«поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова,

перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.
Троп (греч. «tropos») означает«поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета

Слайд 8Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а

не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит

Слайд 9Тропы
Эпитет - художественное определение
Сравнение - сопоставление явлений и понятий с другими

явлениями
Метафора - скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту
Олицетворение - перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый
Гипербола – художественное преувеличение
Литота – художественное преуменьшение
Оксюморон - сочетание противоположных по смыслу слов
Перифраз – замена наименования описательным оборотом
Ирония - насмешка
Аллегория - иносказание
ТропыЭпитет - художественное определениеСравнение - сопоставление явлений и понятий с другими явлениямиМетафора - скрытое сравнение, основанное на

Слайд 10Тропы
Метонимия - замена слов производится не на основе сходства (как в

метафоре), а на основе различных видов связи явлений. Эта связь может быть нескольких видов:
а) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа)
б) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе; есть на золоте);
в) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили (ликует буйный Рим);
г) связь вещей с их свойством, назначением или характером (лукавый кинжал, кровавый урок);
д) связь общих понятий с конкретными (смелость города берет, окровавленное злодейство);
Синекдоха - замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот («Все флаги в гости будут к нам». «Мы всё глядим в Наполеоны»- А.С.Пушкин)

ТропыМетонимия - замена слов производится не на основе сходства (как в метафоре), а на основе различных видов

Слайд 11Синтаксические фигуры (средства, приёмы)
Антитеза - противопоставление
Инверсия - нарушение стандартного порядка слов
Повтор
Плеоназм

- повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект
Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Риторическое восклицание
Алогизм - объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. ( Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов)
Синтаксические фигуры (средства, приёмы)Антитеза - противопоставлениеИнверсия - нарушение стандартного порядка словПовторПлеоназм - повторение сходных слов и оборотов,

Слайд 12Синтаксические фигуры (средства, приёмы)
Синтаксический параллелизм - расположение рядом сходных синтаксических конструкций.
Ряды

однородных членов
Вопросно-ответная форма
Цитирование
Парцелляция - намеренное нарушение границ предложения
Многосоюзие
Сравнительный оборот
Бессоюзие
Эллипсис - неполное предложение
Анафора - повторение слова или словосочетания в начале строки.
Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки.

Синтаксические фигуры (средства, приёмы)Синтаксический параллелизм - расположение рядом сходных синтаксических конструкций.Ряды однородных членовВопросно-ответная формаЦитированиеПарцелляция - намеренное нарушение

Слайд 13Фонетические приёмы
Звукопись
Аллитерация – повторение согласных звуков
Ассонанс – повторение гласных звуков
Лексические средства

выразительности речи
Синонимы (контекстуальные)
Антонимы (контекстуальные)
Омонимы
Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)
Диалектизмы
Профессионализмы
Окказионализмы - неологизмы (авторские)
Фразеологизмы
Афоризмы (авторские)
Лексический повтор
Паронимы
Экспрессивная разговорная лексика

Фонетические приёмыЗвукописьАллитерация – повторение согласных звуковАссонанс – повторение гласных звуковЛексические средства выразительности речиСинонимы (контекстуальные)Антонимы (контекстуальные)ОмонимыУстаревшие слова (историзмы,

Слайд 14Найдите стилистическую фигуру:
Аллегория – рефрен
Метонимия – градация
Эвфемизм – многосоюзие
Ирония – парцелляция
Умолчание

– эпитет
Эпифора – метафора
Эллипсис – синекдоха

Найдите стилистическую фигуру: Аллегория – рефренМетонимия – градацияЭвфемизм – многосоюзиеИрония – парцелляцияУмолчание – эпитетЭпифора – метафораЭллипсис –

Слайд 15Найдите стилистическую фигуру:
Аллегория – рефрен
Метонимия – градация
Эвфемизм – многосоюзие
Ирония – парцелляция
Умолчание

– эпитет
Эпифора – метафора
Эллипсис – синекдоха

Найдите стилистическую фигуру: Аллегория – рефренМетонимия – градацияЭвфемизм – многосоюзиеИрония – парцелляцияУмолчание – эпитетЭпифора – метафораЭллипсис –

Слайд 16Найдите стилистическую фигуру:
Инверсия – гипербола
Сравнение – риторический вопрос
Олицетворение – риторическое обращение
Символ

– анафора
Лексический повтор – перифраз
Литота – бессоюзие
Антитеза – оксюморон
Найдите стилистическую фигуру: Инверсия – гиперболаСравнение – риторический вопросОлицетворение – риторическое обращениеСимвол – анафораЛексический повтор – перифразЛитота

Слайд 17Найдите стилистическую фигуру:
Инверсия – гипербола
Сравнение – риторический вопрос
Олицетворение – риторическое обращение
Символ

– анафора
Лексический повтор – перифраз
Литота – бессоюзие
Антитеза – оксюморон
Найдите стилистическую фигуру: Инверсия – гиперболаСравнение – риторический вопросОлицетворение – риторическое обращениеСимвол – анафораЛексический повтор – перифразЛитота

Слайд 18Определите, в каком столбике перечислены только тропы:
метафора
анафора
сравнение
олицетворение
ирония
метафора
эпитет
метонимия
гипербола
аллегория

Определите, в каком столбике перечислены только тропы: метафораанафорасравнениеолицетворениеиронияметафораэпитетметонимиягипербола аллегория

Слайд 19Определите, в каком столбике перечислены только тропы:
метафора
анафора
сравнение
олицетворение
ирония
метафора
эпитет
метонимия
гипербола
аллегория

Определите, в каком столбике перечислены только тропы: метафораанафорасравнениеолицетворениеиронияметафораэпитетметонимиягипербола аллегория

Слайд 20Определите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:
анафора
эпифора
эпитет
риторическое обращение
метонимия
риторическое восклицание
градация
параллелизм
умолчание
инверсия

Определите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: анафораэпифораэпитетриторическое обращениеметонимияриторическое восклицаниеградацияпараллелизмумолчаниеинверсия

Слайд 21Определите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:
анафора
эпифора
эпитет
риторическое обращение
метонимия
риторическое восклицание
градация
параллелизм
умолчание
инверсия

Определите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: анафораэпифораэпитетриторическое обращениеметонимияриторическое восклицаниеградацияпараллелизмумолчаниеинверсия

Слайд 22 Какой троп используется в строках С. Есенина ?
ИРОНИЯ
МЕТАФОРА
ЛИТОТА
МЕТОНИМИЯ
«Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком»
Какой троп используется в строках  С. Есенина ? ИРОНИЯМЕТАФОРАЛИТОТАМЕТОНИМИЯ «Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком»

Слайд 23МЕТАФОРА
«Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком»

МЕТАФОРА «Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком»

Слайд 24 Какой троп используется в строках А.С.Пушкина?
ЭПИТЕТ
МЕТАФОРА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОКСЮМОРОН
«Люблю я пышное природы

увяданье…»
Какой троп используется в строках А.С.Пушкина?ЭПИТЕТМЕТАФОРАОЛИЦЕТВОРЕНИЕОКСЮМОРОН «Люблю я пышное природы увяданье…»

Слайд 25ОКСЮМОРОН
«Люблю я пышное природы увяданье…»

ОКСЮМОРОН «Люблю я пышное природы увяданье…»

Слайд 26 Какие средства художественной изобразительности использованы в строках С.Есенина?
ГРАДАЦИЯ
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
СРАВНЕНИЕ
ГИПЕРБОЛА
«Но

более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.»
Какие средства художественной изобразительности использованы в строках  С.Есенина?ГРАДАЦИЯРИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕСРАВНЕНИЕГИПЕРБОЛА «Но более всего любовь к родному

Слайд 27ГРАДАЦИЯ
«Но более всего любовь к родному краю Меня томила,

мучила и жгла.»
ГРАДАЦИЯ «Но более всего любовь к   родному краю Меня томила, мучила и жгла.»

Слайд 28 Какое из средств художественной изобразительности использовано в строках А.С. Пушкина?
АНТИТЕЗА
МНОГОСОЮЗИЕ
ПЕРИФРАЗА
МЕТАФОРА

«В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн,
твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.»
Какое из средств художественной изобразительности использовано в строках  А.С. Пушкина?АНТИТЕЗАМНОГОСОЮЗИЕПЕРИФРАЗАМЕТАФОРА «В леса, в пустыни молчаливы

Слайд 29МНОГОСОЮЗИЕ

В леса, в пустыни молчаливы
перенесу, тобою полн,
твои скалы,

твои заливы,
и блеск, и тень, и говор волн.
МНОГОСОЮЗИЕ В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень,

Слайд 30 Какое из средств художественной изобразительности использовано в строках М. Горького?
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ГРАДАЦИЯ
МЕТАФОРА
«Настоящая

народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами.»
Какое из средств художественной изобразительности использовано в строках  М. Горького?СРАВНЕНИЕОЛИЦЕТВОРЕНИЕГРАДАЦИЯМЕТАФОРА«Настоящая народная песня за внешней красотой,

Слайд 31ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
«Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а

умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами.»
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ«Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми

Слайд 32 Какие средства художественной изобразительности использованы в строках А.С. Пушкина?
СРАВНЕНИЯ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ
АНАФОРА
ГИПЕРБОЛА
«

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…»
Какие средства художественной изобразительности использованы в строках А.С. Пушкина?СРАВНЕНИЯОЛИЦЕТВОРЕНИЯАНАФОРАГИПЕРБОЛА « Люблю тебя, Петра творенье,

Слайд 33АНАФОРА
« Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный

вид…»
АНАФОРА « Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный     вид…»

Слайд 34 Сколько сравнений в отрывке из

поэмы А.С. Пушкина?

ТРИ

ЧЕТЫРЕ

ДВА

«Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют.»

ОДИН

Сколько сравнений в отрывке из поэмы  А.С. Пушкина?ТРИЧЕТЫРЕДВА «Вокруг

Слайд 35 Сколько сравнений в отрывке из

поэмы А.С. Пушкина?

ТРИ

«Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют.»

Сколько сравнений в отрывке из поэмы  А.С. Пушкина?ТРИ «Вокруг

Слайд 36 Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «ДУША – ДЕВИЦА, СЛЁЗЫ

ГОРЮЧИЕ, ОТЧАЯННАЯ ГОЛОВУШКА» – являются

МЕТАФОРАМИ

СРАВНЕНИЯМИ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯМИ

ЭПИТЕТАМИ

Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «ДУША – ДЕВИЦА, СЛЁЗЫ ГОРЮЧИЕ, ОТЧАЯННАЯ ГОЛОВУШКА» – являютсяМЕТАФОРАМИСРАВНЕНИЯМИОЛИЦЕТВОРЕНИЯМИЭПИТЕТАМИ

Слайд 37 Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «ДУША – ДЕВИЦА,

СЛЁЗЫ ГОРЮЧИЕ, ОТЧАЯННАЯ ГОЛОВУШКА» – являются

ЭПИТЕТАМИ

Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «ДУША – ДЕВИЦА, СЛЁЗЫ ГОРЮЧИЕ, ОТЧАЯННАЯ ГОЛОВУШКА»

Слайд 38Какой приём использован в данной строчке?
МЕТАФОРА
СИНЕКДОХА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
МЕТОНИМИЯ
«Его перо любовью дышит»

Какой приём использован в данной строчке? МЕТАФОРАСИНЕКДОХАОЛИЦЕТВОРЕНИЕМЕТОНИМИЯ«Его перо любовью дышит»

Слайд 39МЕТОНИМИЯ
«Его перо любовью дышит»

МЕТОНИМИЯ«Его перо любовью дышит»

Слайд 40Как называется приём, использованный в данном отрывке?
«Свищет ветер, серебряный ветер,


В шелковом шелесте снежного шума».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

АССОНАНС

АЛЛИТЕРАЦИЯ

МЕТАФОРА

Как называется приём, использованный в данном отрывке? «Свищет ветер, серебряный ветер,      В

Слайд 41

«Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума».
АЛЛИТЕРАЦИЯ

«Свищет ветер, серебряный ветер,  В шелковом шелесте снежного шума». АЛЛИТЕРАЦИЯ

Слайд 42 Какое художественно- изобразительное средство использовано

в строчках стихотворения А. Пушкина «Няне»?

« Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

СРАВНЕНИЕ

ПЕРИФРАЗА

МЕТОНИМИЯ

МЕТАФОРА

Какое художественно- изобразительное    средство использовано в строчках стихотворения А. Пушкина «Няне»?

Слайд 43
«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!»

ПЕРИФРАЗА

«Подруга дней моих суровых,   Голубка дряхлая моя!»ПЕРИФРАЗА

Слайд 44Найдите соответствие
1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь

солдат. (С.Орлов)
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин)

А. Вопросно-ответное единство
Б. Гипербола
В.Многосоюзие
Г. Риторический вопрос
Д. Сравнение

Найдите соответствие 1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов)2. Ох! Лето красное! Любил

Слайд 451. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов)
2.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин)

Б. Гипербола


В.Многосоюзие


Г. Риторический вопрос
Д. Сравнение

1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов)2. Ох! Лето красное! Любил бы я

Слайд 46Найдите соответствие
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев)
2. Не жалею, не

зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать. 
(К.И. Чуковский)
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин)

А. Градация
Б. Инверсия
В. Оксюморон
Г. Риторическое обращение
Д.Синтаксический параллелизм

Найдите соответствие 1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев)2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет,

Слайд 471. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев)
2. Не жалею, не зову,

не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать. 
(К.И. Чуковский)
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин)

Б. Инверсия

А. Градация


Д.Синтаксический параллелизм

Г. Риторическое обращение

1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев)2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с

Слайд 48Найдите соответствие
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский)
2. Потешных солдат

из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой)
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! 
(М.Ю. Лермонтов)
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет)

А. Историзмы.
Б. Лексический повтор.
В.Олицетворение.
Г. Фразеологизм.
Д. Эпитет.

Найдите соответствие 1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский)2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и

Слайд 491. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский)
2. Потешных солдат из

царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой)
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! 
(М.Ю. Лермонтов)
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет)

В.Олицетворение


А. Историзмы


Б. Лексический повтор
Д. Эпитет

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский)2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из

Слайд 50 Какое художественно- изобразительное средство использовано

в предложении?

« Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях»

ЭПИТЕТ

СИНЕКДОХА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

МЕТАФОРА

Какое художественно- изобразительное    средство использовано в предложении?« Дрожа от охотничьего азарта,

Слайд 51
« Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал

ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях»

Метафора
« Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное

Слайд 52 Какие художественно - изобразительное средства

использованы в предложении?

«Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.»

ЭПИТЕТ

ГИПЕРБОЛА

АЛЛЕГОРИЯ

СРАВНЕНИЕ

Какие художественно - изобразительное    средства использованы в предложении? «Утром золотые столбы

Слайд 53 «Утром золотые столбы испарений поднимаются в

лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.»

Эпитеты, метафора, сравнение
«Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они

Слайд 54Рекомендации для выполнения задания в формате ЕГЭ
Внимательно прочитайте текст и фрагмент

рецензии.
Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте слова-определения, но и помните их суть, специфику построения и роль в речи, научитесь их дифференцировать).
Внимательно изучите предложенный список терминов.
Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. (Синтаксическое, фонетическое, лексическое и др.)
Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.
Помните о времени, на это задание вам потребуется 7-8 минут.

Рекомендации для выполнения задания в формате ЕГЭВнимательно прочитайте текст и фрагмент рецензии.Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте

Слайд 55
Утенок
1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком

и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером.
12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.
14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, -  не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                                
                                                                                   (по А.И.Солженицыну)

Утенок1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких

Слайд 56 В каком предложении  выражена

ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?

1. 4) Все там, а этот затерялся.
2. 6) И в чём тут держится душа?
3. 12) А мы - мы на Венеру скоро полетим.
4. 14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                                
                       

В каком предложении  выражена ирония автора над стремлением современников

Слайд 57Какой тип речи представлен  предложениях 6-11 текста?

1. все типы речи
2. описание и повествование
3. описание
4. рассуждение
6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером.


Какой тип речи представлен  предложениях  6-11 текста?       1. все типы

Слайд 58В каком предложении используются авторские неологизмы?
1. 14) Но никогда! - никогда,

со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…                            
2.   9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист.            
3. 1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
4. 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет.


В каком предложении используются авторские неологизмы?  1. 14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным

Слайд 59 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами

текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали. В этом

Слайд 60 «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости

природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует _____ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».

13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.


«В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын

Слайд 61Список терминов:
1. антитеза
2.  архаизмы
3. лексический повтор
4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
5.  анафора
6.

эпитеты
7. гипербола
8. риторический вопрос
9. неологизмы
10. метафора

Список терминов: 1. антитеза2.  архаизмы3. лексический повтор4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами5.  анафора6. эпитеты7. гипербола8. риторический вопрос9. неологизмы10.

Слайд 62 «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости

природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к антитезе (1). Создавая образ утенка, автор использует слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами (4) («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), эпитеты (6) («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через гиперболу (7) (предложение 13)».

13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся, - за двадцать минут целый мир перепашем.


«В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын

Слайд 63Рефлексия
Мне понравилось на уроке…
Я ощущал себя на уроке…
После урока я задумаюсь…

РефлексияМне понравилось на уроке…Я ощущал себя на уроке…После урока я задумаюсь…

Слайд 64Домашнее задание
Подобрать примеры стилистических фигур и тропов
Языковой анализ текста
Напишите

небольшой текст (художественный или публицистический), используя тропы и стилистические фигуры.


Домашнее заданиеПодобрать примеры стилистических фигур и тропов Языковой анализ текста Напишите небольшой текст (художественный или публицистический), используя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть