Слайд 1
МБОУ «Гимназия№46» г. Чебоксары
Урок русского языка
в 6 классе
Калля Альбина Николаевна
– учитель русского языка и литературы
Прокопьева Алина Олеговна – учитель русского языка и литературы
Слайд 2Будем учиться с удовольствием!
Слайд 3
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я
в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковкать о том о сем.
Слайд 4Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал откуда
и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.
Слайд 5
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И
«так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех!»
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И все?»
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!
Слайд 6Цели урока:
Повторить и обобщить знания о местоимениях
Научиться правильно употреблять
местоимения
в речи
Слайд 7 «Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обратите
внимание на свой язык».
Д. Лихачев
Слайд 8 Мы решили сделать подарок нашей школе.
Что бы такое предпринять? Кто-то предложил вырастить отличную рассаду в теплице. Иные предлагали разбить цветник, посадить аллею у школы. Кем-то были приготовлены наглядные пособия для кабинетов. Никто не остался в стороне. Хорошо потрудились, ничего не скажешь.
Слайд 9Среди 9 тысяч частотных слов
существительных - около
4 тысяч
глаголов -
2, 5 тысячи
местоимений – всего 69.
Слайд 10
Местоимения создают речевое удобство и экономят время.
Слайд 11Помни!
Личное местоимение 3 лица обычно
заменяет ближайшее
предшествующее существительное.
Причем род
и число этого
существительного и местоимения должны
совпадать, иначе возникает
Двусмысленность высказывания.
Слайд 12Проверь себя.
Однажды человек шёл по лугу.
К нему пристала ласточка. Птица кружилась около него. Ласточка задевала человека за плечо, кричала жалобно, словно он отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Человек не понимал, что ласточке нужно.
Я рассказал об этом деду, а дед посмеялся надо мной и всё объяснил: человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а летает около человека и ловит насекомых на лету.
Слайд 13Помни!
Нельзя «злоупотреблять»
местоимениями.
Ближайшее существительное
можно заменить
синонимом, лексическим
повтором.
Слайд 14Синонимы как средства связи предложений в тексте
кузнечики и жуки – насекомые
ласточка
- птица
Слайд 15Помни!
Одно из правил использования
местоимений прежде
всего 3 лица:
с них не начинают
высказывание.
Сначала надо назвать предмет,
а затем уже
можно обозначать
его местоимением.
Слайд 16Помни!
Этикет – установленный порядок
поведения, форм обхождения
(дипломатический,
придворный и т.д.).
Фамильярный – неуместно
развязный,
слишком непринужденный
(тон, обращение).
Слайд 18Проверь себя!
во все лопатки бежать
все шишки валятся на голову
на все руки
мастер
на все лады петь
со всего плеча рубить
со всех ног бежать
Слайд 19Графический диктант
1) Местоимение – это служебная часть речи.
2) Местоимения бывают собственными
и нарицательными.
Слайд 20Графический диктант
3) Себя – это возвратное местоимение
4) Некто, нечто, некоторый –
это неопределённые местоимения.
Слайд 21Графический диктант
5) Местоимения – средство связи предложений в тексте.
6) Возвратное местоимение
себя имеет начальную форму.
Слайд 22Графический диктант
7) Скучать по Вам – верное употребление.
Слайд 24ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение № 345
* Составить текст письма (бабушке, дедушке или другим
близким людям), используя как можно больше местоимений