Слайд 1
Виды сложноподчиненного предложения
Урок русского языка 9 классе
Учитель Родная Ольга Владимировна
Слайд 2Синтаксическая разминка.
1. Наступил последний день Москвы.
2. Гулко грохнула в туманном воздухе
французская пушка, на ее звук раздался условный выстрел.
3. Неприятель отражен во всех пунктах, и завтра мы его погоним обратно из священной Русской земли.
4. Русские не делали этого усилия, потому что они не атаковали французов.
Слайд 3Проверь себя.
1) [ ].
П.П.
2) [ ] , [ ]. БСП.
3) [ ], и [ ]. ССП.
4) [ ], (потому что…). СПП.
Слайд 4 Дым выстрелов орудийных и ружейных стал так густ, что
застлал весь подъем той стороны оврага. Тот, кто посмотрел бы на ряды французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Хотя к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими.
Слайд 5Вывод:
сложноподчиненные предложения имеют разные значения, которые зависят от задаваемого
вопроса, от союзов или союзных слов.
Слайд 6Цели:
■ Знать виды сложноподчиненных предложений;
■ Уметь отличать сложноподчиненные предложения от других
видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи;
Слайд 8Д.Давыдов «Товарищу 1812 года»
Мы оба в дальний путь летим, товарищ мой,
Туда,
где бой кипит, где русский штык бушует,
Но о тебе любовь горюет…
Слайд 9Составление предложений
Начало предложений:
Дружно за мир стоять…;
Мир строит…;
Если
хочешь мира…; Кто к нам с мечом придет…;
Миром дорожить…; Бой – святое дело…; Плох тот солдат…; Кому война…;
Бой играет мужеством… .
Продолжение предложений:
…война разрушает; …который не думает быть генералом; …людям долго жить;
…а кому мать родная; …иди на врага смело; …будь готов к войне;
…а война разрушает;
…а приятель дружеством; …иди на врага смело.
Слайд 10Проверим себя:
1)Дружно за мир стоять –войны не видать.
2)Мир строит, а война разрушает.
3)Если хочешь мира, иди на врага смело.
4)Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
5)Миром дорожить – людям долго жить.
6)Бой – святое дело, будь готов к войне.
7)Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
8)Кому война, а кому мать родная.
9)Бой играет мужеством, а приятель дружеством.
Слайд 11Орфографический диктант.
Самопожертвование, раненый солдат, доблестные воины, обелиск, гранитный монумент, мужественные
бойцы, беззаветная преданность Родине, генерал, командир дивизии, потерпеть поражение, артиллерийский снаряд, лейтенант, истинные богатыри.
Слайд 12И.Козлов «Сон ратника»
Мне снилось, что, простясь с вое...ою тр..вогой,
От тех кровавых
мест, где буйство прот..кло,
Поспешно я иду зн..комою дорогой
В родимое село.
Я к хижине сходил холмов с крутого ската,
Разлуки тайный страх надеждой веселя, -
И дряхлый мой отец, тотчас узнав солдата,
Вск..чил без костыля.
Я милых обнимал… но пушка вестовая
Сон тихий прервала, и в сечу мне лететь!
И к Варне понеслась дружина удалая…
Иль там мне умереть?
Слайд 13Домашнее задание:
п. 10 упр. ( I
ч.)
или
написать сочинение-миниатюру «Вам не видать таких сражений…», используя СПП.