Слайд 1Виды подчинения придаточных предложений
Слайд 213. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
13. Среди предложений 23 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Слайд 31. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. заросли (-роС-
– о, -раСТ-, -раЩ)
2. роса
3.мерка
4. запоздалый
Слайд 42. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. беззаветно
2. пробираться (-е-/-и-:)
Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.
3. приступить
4. проредить
Слайд 53. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1. обнаженный,
2. посвятить
3. поражать
4. равнина (равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.
Слайд 6виды подчинения придаточных предложений:
1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное
подчинение.
Слайд 71.Последовательное подчинение
При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое
придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.
Слайд 82.Параллельное подчинение
- Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов,
то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.
Слайд 93.Однородное подчинение
Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к
одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.
Слайд 10Задание 1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.
Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу.
2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.
Слайд 11Задание 2. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята.
3)Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.
Слайд 12Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1)Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет…
Слайд 13Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.
Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.
1)Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню…