Слайд 1Двенадцатое мая
Классная работа
Слайд 2 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Н. Греч
Слайд 3Разминка
Глагол
Вид
Переходные глаголы
Возвратные глаголы
Спряжение
Наклонение
Время
Безличные глаголы
Норма
Орфоэпические нормы
Грамматические нормы
Слайд 4НОРМА
образцовость, общепризнанность, возможность изменения, фиксация в словарях.
Слайд 5Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков
в словах.
Слайд 6Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.
Слайд 7Самооценка
Правильно ответил «+»
Неправильно «-»
Помог товарищу «+»
Слайд 8Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.
Расставьте
ударение
1 ряд звонить
2 ряд включить
3 ряд вручить
Слайд 9Проверь!
Ед.ч
1 л звонЮ включУ
вручУ
2 л. звонИшь включИшь вручИшь
3 л. звонИм включИт вручИт
Мн.ч.
1 л звонИм включИм вручИм
2 л. звонИте включИте вручИте
3 л. звонЯт включАт вручАт
Слайд 10Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих
глаголов:
победить
убедить
командовать
доверять
пылесосить
преодолеть
висеть
жалеть
очутиться
выкопать
ощутить
Слайд 11ПРОВЕРЬ!
победить –
убедить –
командовать – командую
доверять – доверяю
пылесосить –
преодолеть –
преодовею
висеть –
жалеть – жалуюсь
очутиться –
выкопать – выкопаю
ощутить –
Слайд 12Самооценка
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«-» -
более 3 ошибок
Слайд 13Как правильно сказать
ОДЕТЬ платье или НАДЕТЬ платье?
Какие нормы нужно знать,
чтобы правильно употребить глагол?
Слайд 14Правильное употребление глаголов.
Лексические нормы
Слайд 15Цель:
совершенствование навыков правильного употребления глаголов в речи
Слайд 16Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой
Прочитайте текст, делая пометки
на полях:
"V"- уже знал
"+” - новое
"?" - не понял
Слайд 17Лексические нормы – регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии
с их лексическим значением.
Слайд 18Самооценка работы в группе
Все ли члены группы принимали участие в работе
над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
Слайд 19ВЫВОД:
Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения
или требования лексической сочетаемости.
НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов.
ОДЕТЬ КОГО- ТО
НАДЕТЬ ЧТО - ТО
Слайд 37ОДЕТЬ-НАДЕТЬ
1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее на/одеть детей завтра.
2) Пожалуй,
не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору на/одеть, чтобы перейти улицу.
3) Андрей приютил племянника, на/одел и обул его, помог найти интересную работу.
Слайд 38Выполни упражнения
Упр.756
1) высокое небо;
2)объявили результаты;
3)не жалел ничего;
4)не заметила,
как заснула;
5) сыграли Марья с молодцом свадьбу
6)установили памятник;
7) началась метель;
8) не имел возможности учиться;
9) подошёл ближе.
Слайд 39Самооценка
«5» нет ошибок
«4» 1-2 ошибки
«3» 3 ошибки
«-» более 4
ошибок
Слайд 40Работа в паре
Упр.758 записать предложения в исправленном виде
Упр.760 (работа со словариком)
Карточки
Слайд 41Игра «Корректор»
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно
правильно, а не как того захотит говорящий.
Куда это все они бежат?
Я бежу себе помочь.
Вы хочете, чтобы я вам по мог?
Мы хочем сжечь старые листья.
Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел.
Я хочу написать самый памятный день в жизни.
Корабль поехал в Одессу.
Следователь сказал версию.
Повар делает обед.
Телевидение играет большое значение в нашей жизни.
Слайд 42Проверь!
Если вы хотите использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а
не как того захочет говорящий.
Куда это все они бегут?
Я бегу себе помочь.
Вы хотите, чтобы я вам по мог?
Мы хотим сжечь старые листья.
Я хотел закричать, но язык мой словно одеревенел.
Я хочу написать о самом памятном дне в жизни.
Корабль поплыл в Одессу.
Следователь выдвинул версию.
Повар готовит обед.
Телевидение играет большую роль в нашей жизни.
Слайд 43Синквейн
Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка
- характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним)
Слайд 44Мой синквейн
Норма
Лексическая, орфоэпическая
Помогает, учит, регулирует
Нужна каждому человеку
Правило
Слайд 45Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я
могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 46Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру
«Какая речь называется правильной»
Составить текст из глаголов