Презентация, доклад к уроку в 10 классе. Глагол как часть речи.

Содержание

Орфоэпическая разминка Баловатьбаловатьсявключимвключишьгофрироватьзвонитзанялзанялазанялоисключитисчерпатькраланачалначаланасоритоблегчить БаловАть баловАться включИм включИшь гофрировАть звонИт зАнял занялА зАняло исключИт исчЕрпать крАла нАчал началА насорИт облегчИть

Слайд 1


Слайд 2Орфоэпическая разминка
Баловать
баловаться
включим
включишь
гофрировать
звонит
занял
заняла
заняло
исключит
исчерпать
крала
начал
начала
насорит
облегчить
БаловАть
баловАться
включИм
включИшь
гофрировАть
звонИт
зАнял
занялА

зАняло
исключИт
исчЕрпать
крАла
нАчал
началА
насорИт
облегчИть
Орфоэпическая разминка Баловатьбаловатьсявключимвключишьгофрироватьзвонитзанялзанялазанялоисключитисчерпатькраланачалначаланасоритоблегчить БаловАть баловАться включИм включИшь гофрировАть звонИт зАнял занялА зАняло исключИт исчЕрпать крАла нАчал началА

Слайд 3Глагол как часть речи




Глагол как часть речи

Слайд 4Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания о глаголе.
Задачи:
образовательные: совершенствовать орфографические,

грамматические, орфоэпические навыки;
развивающие: развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль инфинитива в предложении;
воспитательные: воспитание интереса к слову, языку; воспитание коммуникативной культуры учащихся; творческого отношения к делу.
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания о глаголе.Задачи: образовательные: совершенствовать орфографические, грамматические, орфоэпические навыки;развивающие: развивать умение определять

Слайд 5Глагол придает речи жизнь,- присутствием своим животворит отдельные слова.
Н.И.Греч

Глагол придает речи жизнь,- присутствием своим животворит отдельные слова.Н.И.Греч

Слайд 6Глагол - самостоятельная часть речи
обозначает действие предмета
и отвечает

на вопросы что делать? что сделать?

Грамматические категории:
1) вид, переходность/непереходность,
возвратность;
2) наклонение, время, лицо, число

Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.


Глагол - самостоятельная часть речи обозначает действие предмета  и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 7Виды глаголов

Несовершенный
(что делать?)-

наст., прош., буд. время

длительное действие


Совершенный
(что сделать?)- прош., буд. время
законченное действие

Виды глаголовНесовершенный  (что делать?)-          наст., прош., буд.

Слайд 8 Переходные глаголы
действие, направленное на объект:
А) глагол

+ существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас.
Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.

Непереходные глаголы
не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению.
Переходные глаголы   действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без

Слайд 9Возвратные глаголы

имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.

Возвратные глаголыимеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.

Слайд 10Наклонение глагола

выражает отношение действия к действительности.
Изъявительное (реальный факт).
Я учусь.
Повелительное

(побуждение к действию).
Учись.
Условное (сослагательное) (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях)
Учился бы.
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.Изъявительное (реальный факт). Я учусь.Повелительное (побуждение к действию). Учись.Условное (сослагательное) (действие,

Слайд 11Категория времени
показывает на отношение действия к моменту речи.
Настоящее – пишу.
Прошедшее

– писал, написал.
Будущее простое – напишу (от глаг. сов. в.).
Будущее сложное - буду писать (от глаг. несов.в.)
Категория временипоказывает на отношение действия к моменту речи. Настоящее – пишу.Прошедшее – писал, написал.Будущее простое – напишу

Слайд 12Спряжение глагола
изменение глагола по лицам и числам.

Спряжение глаголаизменение глагола по лицам и числам.

Слайд 13Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями:
1.Поставить глагол в неопределённую форму,

учитывая вид.
Скажет (что сделает?)- сказать (что сделать?).
2.Посмотреть, на что оканчивается глагол в неопределённой форме.
3.Вспомнить, какие глаголы относятся к 1-ому, какие ко 2-ому спряжению:
Ко 2-ому спряжению относятся:
- все глаголы, которые в н. форме оканчиваются на – ить (кроме брить и стелить);
-7 глаголов на –еть и 4 глагола на –ать:
гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.
Все остальные глаголы относятся к 1-ому спряжению.

Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями:1.Поставить глагол в неопределённую форму, учитывая вид. Скажет (что сделает?)- сказать

Слайд 14
Разноспрягаемые глаголы
Бежать
Бегу-бежим
Бежишь-бежите

Бежит-бегут

Хотеть
Хочу-хотим
Хочешь-хотите
Хочет-хотят

Разноспрягаемые глаголыБежать   Бегу-бежим   Бежишь-бежите   Бежит-бегутХотеть   Хочу-хотим

Слайд 15Инфинитив

неопределённая форма глагола
Что делать?

Что сделать?
Учить, вести, беречь.

Вид , переходность, возвратность.
Инфинитив   неопределённая форма глагола  Что делать?

Слайд 16Морфологический разбор глагола
по образцу с.161-162.

Морфологический разбор глагола по образцу с.161-162.

Слайд 17Определите синтаксическую роль инфинитива в предложениях

1.Ум

нужно трен..ровать.
2.Он в совершенстве владеет умением слушать.
3.(Не) бойтесь посв..щать целые часы чтению книги.
4. Я вышел на воздух освежит..ся.
5.Учит..ся всегда пригодит..ся.
Определите синтаксическую роль инфинитива в предложениях    1.Ум нужно трен..ровать.    2.Он в

Слайд 18Самопроверка

1.Ум нужно тренировать.(сказуемое)
2.Он в совершенстве владеет умением слушать.(определение)

3.Не бойтесь посвящать (дополнение) целые часы чтению книги.
4. Я вышел на воздух освежиться. (обстоятельство)
5.Учиться (подлежащее)всегда пригодится.
Самопроверка 1.Ум нужно тренировать.(сказуемое) 2.Он в совершенстве владеет умением слушать.(определение) 3.Не бойтесь посвящать (дополнение) целые часы чтению

Слайд 19Исправьте ошибки,
связанные с неправильным образованием форм глаголов
1) Вы хочете

спать? Так ляжьте! 
2) Сосед жгёт костёр уже второй день. 
3) Ты не берегёшь себя.
4) Мы стригёмся в парикмахерской. 
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.
Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов 1) Вы хочете спать? Так ляжьте! 2) Сосед жгёт костёр

Слайд 20Орфографический поединок

1.Статные осины высоко лепеч…т над нами. (И.Тургенев)
2.Час мужества

пробил на наших часах, и мужество нас (не) покин…т. (А.Ахматова)
3.Ветер дыш…т сыростью - быть оттепели. (В.Романенко)
4.Что посе..ш…, то и пожнёш… . (Пословица)

Орфографический поединок 1.Статные осины высоко лепеч…т над нами. (И.Тургенев) 2.Час мужества пробил на наших часах, и мужество

Слайд 211.Статные осины высоко лепечут над нами. (И.Тургенев)
2.Час мужества пробил на

наших часах, и мужество нас не покинет. (А.Ахматова)
3.Ветер дышит сыростью - быть оттепели. (В.Романенко)
4.Что посеешь, то и пожнёшь . (Пословица)
1.Статные осины высоко лепечут над нами. (И.Тургенев) 2.Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не

Слайд 22Домашнее задание

П.48, упр. 252.

Домашнее заданиеП.48, упр. 252.

Слайд 23Синквейн

Тема (имя существительное)
2 прилагательных (или причастия)
3 глагола
Простое предложение
Синоним (имя существительное)




СинквейнТема (имя существительное) 2 прилагательных (или причастия)3 глаголаПростое предложениеСиноним (имя существительное)

Слайд 24Рефлексия
Какую цель вы поставили в начале урока и достигли ли

вы её?
Что для вас было самым трудным при повторении данной темы?
Над чем вам ещё нужно поработать?
Что бы вы порекомендовали учителю изменить в организации или содержании урока?

Рефлексия Какую цель вы поставили в начале урока и достигли ли вы её?Что для вас было самым

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть