Презентация, доклад к уроку Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты) (9 класс)

Содержание

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.Задачи урока: предметные:формировать структурированное восприятие и содержание текста;формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;метапредметные:развивать логическое мышление, речь

Слайд 1Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты)

Слайд 2Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.
Задачи урока:
предметные:
формировать структурированное

восприятие и содержание текста;
формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
метапредметные:
развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
мобилизация памяти;
личностные:
воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).
Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.Задачи урока: предметные:формировать структурированное восприятие и содержание текста;формировать умение видеть

Слайд 3Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились

в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.
Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: «звону много, да толку мало»; «язык без костей»; «лучше ногою запнуться, чем языком»…
Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм

Слайд 4Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Русская пословица «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.      Русская пословица    «Краткость

Слайд 5Что значит «сжать текст»?


«Сжать» текст — это значит «сократить его,
но при этом сохранить основную мысль
в каждом абзаце»; «убрать все лишнее
и оставить только главное, а это и есть самое трудное»;
«отказаться от подробностей».
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.
При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора,
логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Что значит «сжать текст»?

Слайд 6Словарная работа
Лаконизм – краткость и четкость изложения;
Краткий – предельно сжатый;
Короткий –

небольшой по размеру;
Компрессия – сжатие;
Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;
Тема – то, о чем говорится в тексте;
Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.

Словарная работа Лаконизм – краткость и четкость изложения;Краткий – предельно сжатый;Короткий – небольшой по размеру;Компрессия – сжатие;Ключевые

Слайд 7Словарная работа
Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением

его композиционной и языковой особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
Словарная работа Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.Сжатое

Слайд 8Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения

Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения

Слайд 10Знакомство с содержанием
Может показаться

парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.
Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.(251 слово)
Знакомство с содержанием      Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные

Слайд 11К какому типу речи
отнесете текст?
Докажите.
Определение типа речи
Определение стиля речи
К какому стилю

речи
отнесете текст?
Докажите.
К какому типу речиотнесете текст?Докажите.Определение типа речиОпределение стиля речиК какому стилю речиотнесете текст?Докажите.

Слайд 12Информация о тексте

Информация о тексте

Слайд 13К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1.Исключение;

исключение повторов;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
2.Обобщение.
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена предложения или его части определительным или
отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3.Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Сжатие текста

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:1.Исключение;     исключение повторов;

Слайд 14Редактирование 1-ого и 2-ого абзацев
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
исключение фрагмента

предложения;
исключение одного предложения

Редактирование 1-ого и 2-ого абзацевИспользуйте следующие приёмы сжатия текста: исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения

Слайд 15Отредактированный текст
Людям нужны не только рациональные цели, но

и нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
Отредактированный текст   Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.   Цель

Слайд 16Редактирование 3 - его абзаца
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
( упрощение)

слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения;
исключение одного предложения;
исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.


Редактирование 3 - его абзацаИспользуйте следующие приёмы сжатия текста: ( упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя

Слайд 17Отредактированный текст
Мечта - это что-то волшебное. Она всегда

связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.
Отредактированный текст   Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В

Слайд 18Редактирование 4 - ого абзаца
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
исключение одного предложения;
исключение

фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.


Редактирование 4 - ого абзацаИспользуйте следующие приёмы сжатия текста:исключение одного предложения;исключение фрагмента предложения и составление нового предложения,

Слайд 19Отредактированный текст
Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия

для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.
Отредактированный текст   Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к

Слайд 20Редактирование 5-ого абзаца
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
исключение нескольких предложений;
исключение фрагмента предложения

и
слияние нескольких предложений в одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Редактирование 5-ого абзацаИспользуйте следующие приёмы сжатия текста:исключение нескольких предложений;исключение фрагмента предложения и  слияние нескольких предложений в

Слайд 21Отредактированный текст
Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она

наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

Отредактированный текст   Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом

Слайд 22Что узнали? Чему научились? Какие приемы использовали при выполнении заданий?

Рефлексия:

Что узнали?  Чему научились?  Какие приемы использовали при выполнении заданий?     Рефлексия:

Слайд 23 Людям нужны не только рациональные цели, но и

нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.
Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.
Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.(90 слов)


Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.   Цель всегда

Слайд 24Переписать получившееся изложение

Домашнее задание

Переписать получившееся изложение  Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть