Презентация, доклад к уроку: Сложносочинённые предложения подготовка к ЕГЭ (задание 15).

Содержание

Цель:Умение различать простое предложение с однородными членами и С.С.П.;определять отношения между частями С.С.П.;правильно использовать знаки препинания.

Слайд 1Сложносочинённые предложения подготовка к ЕГЭ (задание 15).
Соколова Е.В. учитель русского языка и

литературы МБОУ КСОШ №1
Сложносочинённые предложения подготовка к ЕГЭ (задание 15). Соколова Е.В. учитель русского языка и литературы МБОУ КСОШ №1

Слайд 2Цель:
Умение различать простое предложение с однородными членами и С.С.П.;
определять отношения между

частями С.С.П.;
правильно использовать знаки препинания.
Цель:Умение различать простое предложение с однородными членами и С.С.П.;определять отношения между частями С.С.П.;правильно использовать знаки препинания.

Слайд 3бытие
арахис
газопровод
дефис
донельзя
искра
дремота
христианин
щавель
еретик
закупорить
сливовый
жалюзи
запломбировать
ивовый
иконопись
иначе
столяр
каталог
квартал
коклюш
кухонный
обеспечение
сироты
свёкла
эксперт
похороны
Орфоэпическая разминка (4)

бытиеарахисгазопроводдефисдонельзяискрадремотахристианинщавельеретикзакупоритьсливовыйжалюзизапломбироватьивовыйиконописьиначестоляркаталогкварталкоклюшкухонныйобеспечениесиротысвёклаэкспертпохороныОрфоэпическая разминка (4)

Слайд 4Орфоэпическая разминка
бытиЕ
арАхис
газопровОд
дефИс
донЕльзя
Искра
дремОта
христианИн
щавЕль
еретИк
закУпорить
слИвовый
жалюзИ
запломбировАть
Ивовый
Иконопись
инАче
столЯр
каталОг
квартАл
коклЮш
кУхонный
обеспЕчение
сирОты
свЁкла
экспЕрт
пОхороны

Орфоэпическая разминкабытиЕарАхисгазопровОддефИсдонЕльзяИскрадремОтахристианИнщавЕльеретИкзакУпоритьслИвовыйжалюзИзапломбировАтьИвовыйИконописьинАчестолЯркаталОгквартАлкоклЮшкУхонныйобеспЕчениесирОтысвЁклаэкспЕртпОхороны

Слайд 5Восстанови схему
Сложное предложение
Бессоюзное сложное
Союзное сложное
Сложносочинённое
Сложноподчинённое

Восстанови схему Сложное предложениеБессоюзное сложноеСоюзное сложноеСложносочинённоеСложноподчинённое

Слайд 6Вспомни изученное

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись

отца, который, со своей стороны ,был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать.

Свистящим шепотом перекликались между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

1

4

2

3

1

2


Вспомни изученноеМолодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который, со своей стороны ,был

Слайд 7Сложносочинённые предложения

– это предложения, состоящие из

двух или нескольких равноправных частей, соединённых интонацией и сочинительными союзами.
Сложносочинённые     предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких равноправных частей, соединённых

Слайд 8
Пример:
Но тих был взгляд моих очей , и сердце, ждущее спокойно,

могло прельститься цепью стройной светло чарующих речей .
Пример:Но тих был взгляд моих очей , и сердце, ждущее спокойно, могло прельститься цепью стройной светло чарующих

Слайд 9Сочинительные союзы.
Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по

смыслу простые предложения в составе сложного предложения.
Сочинительные союзы.  Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного

Слайд 10Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Союзы: и, да ( = и), ни…

ни, тоже, также
В этих сложносочинённых предложениях выражается:
а) одновременность
б) последовательность действий
в) причинно-следственные отношения.
Например: [Солнце скрылось за горизонтом], и [западная сторона простора и неба сумрачно потемнели].


Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.Союзы: и, да ( = и), ни… ни, тоже, такжеВ этих сложносочинённых предложениях

Слайд 11Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
Разделительные союзы: то… то, или (иль), либо…

либо, не то… не то, то ли… то ли.
В этих сложносочинённых предложениях выражаются отношения:
а) чередования,
б) взаимоисключения.
Например: То [падал как будто туман], то [вдруг припускал косой дождь].



Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.Разделительные союзы: то… то, или (иль), либо… либо, не то… не то, то

Слайд 12Сложносочинённые предложения с противительными союзами
Союзы: а, не только… но и, но,

да ( = но), однако, зато
В сложносочинённых предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому.
Например: [Месяц под косой блестит], а [во лбу звезда горит].
Сложносочинённые предложения с противительными союзамиСоюзы: а, не только… но и, но, да ( = но), однако, затоВ

Слайд 13Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными

сочинительными союзами.
Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит.
(Ф. Тютчев)
и



Запомни!

Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.    Зима

Слайд 14Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и

Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и

Слайд 16Проверь себя.
I.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

День угасал ( ) и

стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

А)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Б)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
В)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.
Г)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: А

Проверь себя.I.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.День угасал ( ) и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.А)Сложное предложение,

Слайд 17II. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Туман рассеялся ( )

и очертания предметов стали чётче.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 1

II.  Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.Туман рассеялся ( ) и очертания предметов стали чётче.1) Сложное

Слайд 18III. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Мелодично звенели вершины сосен

( ) и едва слышно перешёптывались осинки.

1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
3)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 1

III.  Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.Мелодично звенели вершины сосен ( ) и едва слышно перешёптывались

Слайд 19IV.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Дорога становилась всё хуже ( )

и мы решительно повернули назад.

1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
3)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 1

IV.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.Дорога становилась всё хуже ( ) и мы решительно повернули назад.1)Сложное предложение,

Слайд 20
V. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Солнце пригревало совсем по-летнему ( ) и вернувшиеся из теплых краев скворцы начали вить гнезда.

1)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
3)Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ответ: 1

V. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.     Солнце пригревало совсем по-летнему ( )

Слайд 21Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Запятая

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.Запятая

Слайд 22Точка с запятой

Точка с запятой

Слайд 23
Но весел в море бирюзовом с
латинским

парусом челнок ; и загорелый кормчий ловок,
дыша волной растущей мглы и
от натянутых верёвок
бодрящим запахом смолы . (Н.Гумилёв)

( С.С.П., повествовательное, невосклицательное,
1 часть: двусоставное, распространенное, неосложненное;
2 часть: двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством и однородными дополнениями; части связаны соединительным союзом И , и, так как во 2 части имеются осложнения, между частями ставится точка с запятой.)

Но весел в море бирюзовом с  латинским парусом челнок ; и загорелый кормчий ловок,

Слайд 24Тире

Тире

Слайд 251)У разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное

слово или общая придаточная часть:
Здесь краски не ярки и звуки не резки.(Н.Рыленков)
Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ мыслей его вам хорошо известен.(Л.Толстой)
2)Сложносочинённое предложение является вопросительным:
Куда он мог уйти и где его искать?

Запятая НЕ ставится

1)У разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть:

Слайд 26Проверь себя!
Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений
в соответствующую графу таблицы.

Проверь себя!Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.

Слайд 27 1.Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса

незримых прозвучат. ( А. Ахматова) 2. Может быть не хватит мне свечи и среди бела дня останусь я в ночи. 3. Пускай бушующая кровь не перейдет в твои ланиты и пышный мрамор оттенит всю призрачность твоих лохмотий всю наготу нежнейшей плоти но не краснеющих ланит. 4. И сквозь прозрачное рядно молочный день в окно и золотушный грач мелькает. 5. Может быть века пройдут и блаженных жен родные руки легкий пепел соберут . 6. А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи.
( О. Мандельштам)
1.Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. ( А. Ахматова) 2.

Слайд 28Ответы:

Ответы:

Слайд 29Тест
1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Усиливался дождь, и море распевало мрачный

и торжественный гимн гордой паре красавцев – цыган. ( М. Горький).
б) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. ( М. Горький)
в) В это самое мгновение неожиданно ударила молния и где – то вдали прогремел гром.
г) Начинало смеркаться, и провожающие заторопились.
Тест1.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:а) Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев

Слайд 302.Какие смысловые отношения существуют между частями сложносочинённого предложения?

Ещё отчетливей стала видна

седая роса на ёлках и кустах, а туман пришёл в движение, поредел и стал открывать стога сена. (Ю.П.Казаков)
А) последовательность явлений
Б) одновременность явлений
В) чередование явлений
Г) противопоставление явлений
2.Какие смысловые отношения существуют между частями сложносочинённого предложения?Ещё отчетливей стала видна седая роса на ёлках и кустах,

Слайд 31В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Пригреваемый весенним солнцем (1) он (князь Андрей) сидел в коляске (2) поглядывая на первую траву (3) первые листья берёзы (4) и первые клубы белых (5) весенних облаков (6) разбегавшихся по яркой синеве неба.
А)2, 3, 5, 6
Б)1, 2, 3, 6
В)1, 2, 3, 5, 6
Г)2, 3, 6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слайд 32В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи (1) и (2) прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску (3) загрохотал гром (4) и застучали крупные капли дождя.
А)2, 3
Б)2, 3, 4
В)1, 3
Г)1, 2, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Откуда-то из-за

Слайд 33Ответы:

Ответы:

Слайд 34Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть