Презентация, доклад к уроку Синтаксические средства выразительности

Содержание

Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи*

Слайд 1*

Урок русского языка 11 класс
Выполнила
учитель русского языка и литературы


МОУ Новочарская СОШ №2
В.Н.Пришутова
*Урок русского языка  11 класс Выполнилаучитель русского языка и литературы МОУ Новочарская СОШ №2В.Н.Пришутова

Слайд 2
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи
*

Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи*

Слайд 3

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее

на земле – печаль
И долговечней – царственное слово. А.Ахматова

*


Ржавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на земле – печальИ долговечней –

Слайд 4 синквейн

Средства выразительности
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища

речи

*


синквейн Средства выразительностиКрасивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют

Слайд 5Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу

определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

*



Средства выразительности Они  Непонятные, разнообразные  Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте

Слайд 14 Синтаксические средства выразительности
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И

заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
                                  И.А.Бунин

*


Синтаксические средства выразительностиУбаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной,

Слайд 15 Многосоюзие.
… природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и

нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)

*


Бессоюзие.

Многосоюзие. … природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство

Слайд 16Синтаксический параллелизм
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в

трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, —
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его
(А. Ахматова).

*


Синтаксический параллелизмНе оттого, что зеркало разбилось,Не оттого, что ветер выл в трубе,Не оттого, что в мысли о

Слайд 17

*
риторическое восклицание

Синтаксические средства выразитель ности
анафора
антитеза

градация
инверсия


риторический вопрос
риторическое обращение
умолчание
эллипсис
эпифора

Гипофора
вопросно-ответная форма изложения
парцелляция

*риторическое восклицаниеСинтаксические средства выразитель ностианафораантитезаградацияинверсияриторический вопросриторическое обращениеумолчаниеэллипсисэпифораГипофоравопросно-ответная форма изложенияпарцелляция

Слайд 18*

Фигуры речи
Синтаксические
средства выразительности
Обороты, связанные с необычным синтаксическим

построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности
*Фигуры речи   Синтаксические средства выразительностиОбороты, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для

Слайд 19Проверь себя
*

Проверь себя*

Слайд 20Проверь себя
*

Проверь себя*

Слайд 21Проверь себя
*

Проверь себя*

Слайд 22Проверь себя
*

Проверь себя*

Слайд 29Работая с заданием 24

*

Квалифицируйте каждый термин из списка (лексико-фразеологические, синтаксические, средства,

тропы , звукопись и др.).

Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п.


Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Работая с заданием 24 *Квалифицируйте каждый термин из списка (лексико-фразеологические, синтаксические, средства, тропы , звукопись и др.).

Слайд 30
(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к

окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
(2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха , боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.

*


(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение

Слайд 31

(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить

громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…
(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д. Лихачёву)

*


(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять

Слайд 32
В8. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного

человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности:
9 (предложения 2-3); 8 (предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.),6 («грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая), а также 5 («бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).
 



В8. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель

Слайд 33Домашнее задание
написать мини-сочинение
«А какой он, культурный человек?»
*
.

Домашнее заданиенаписать мини-сочинение «А какой он, культурный человек?»*.

Слайд 34*

Спасибо за работу

*Спасибо за работу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть