Слайд 2Орфографическая разминка
Здра…ствуй, лес,
Др…мучий лес,
Полный сказок и ч…дес!
Ты о чем шумишь
л…ствою
Ноч(?)ю темной, гр…зовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в р…се, как в серебре?
Кто в глуш(и, ы) твоей таит(?)ся?
Что за зверь, какая птица?
Все (о,а)ткрой, не утаи:
Ты же вид…шь,- мы св..и.
( С. Погореловский)
Слайд 3Ключ
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью
темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь,- мы свои.
( С. Погореловский)
Слайд 4Повторение пройденного
«Узнай меня»
По лексическому значению определите слова и запишите их
в тетрадь.
1) Все слова русского языка.
2)Слова, имеющие несколько лексических значений.
3)Слова, имеющие одно лексическое значение.
4) Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное .
5) Словарь, поясняющий значение слов.
Слайд 5Ключ
1)лексика
2)многозначные
3)однозначные
4)переносное
5)толковый
Слайд 6Синонимы
Мы узнаем:
что такое синонимы;
свойства синонимов;
что такое синонимический ряд;
для
чего синонимы нужны в речи.
Мы научимся:
-находить синонимы в тексте;
-составлять синонимические пары;
-правильно употреблять синонимы в своей речи.
Слайд 7
Встало весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и
Слайд 8Встало – взошло, поднялось.
Гулять - шагать.
Слайд 9Этимологическая страничка
Слово «синоним» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески
часть - НИМ - означает «имя». Греческая приставка СИН- (СИМ) означает «общность, совместимость».
Слайд 12 Прочтите отрывок из художественного текста. Как называются выделенные слова? Какое
отношение автора к природе родного края они выражают?
Родные дали! Сколько в них прелести и очарования, сколько приятного и радостного! Сколько ни смотришь на зеленеющие поля - все мало. Какое чудо - родимая земля!.. (Н. Деленковский)
Слайд 16Минутка для шутки
Здравствуй, лес! –
Кричит мальчишка.
Здравствуй, мальчик!-
Крикнул лес.
Луг, привет!-
Кричит мальчишка.
Добрый день!
–
Ответил луг.
А со мной?-
Сказало солнце.-
Поздоровайся со мной!
Ты забыл меня,
Как будто мы поссорились с тобой!... (М. Карим)
Расставьте недостающие знаки препинания в этом стихотворении. Как называется разговор двух лиц?
Слайд 17-Здравствуй, лес! –
Кричит мальчишка.
-Здравствуй, мальчик!-
Крикнул лес.
- Луг, привет!-
Кричит мальчишка.
- Добрый день!
–
Ответил луг.
- А со мной?-
Сказало солнце.-
Поздоровайся со мной!
Ты забыл меня,
Как будто мы поссорились с тобой!... (М. Карим)
Слайд 20
Заботливый – доминанта.
Заботливый - внимательный, рачительный, радетельный-синонимический ряд.
Слайд 21Редактирование текста
Прочитайте текст. Какую ошибку допустил автор?
В субботу мы с
классом отправились в поход в ближайший лес. Он встретил нас приветливо и радостно. В лесу было прохладно и дышалось легко. На душе сразу стало легко и радостно. Радость наполняла наши сердца. Общение с природой подарило нам хороший и радостный отдых.
Замените повторяющиеся слова, используя справку. Исправленный текст запишите.
Справка:
В лесу- в роще, в дубраве, среди деревьев.
Радость- счастье, веселье, отрада.
Радостный- веселый, увлекательный, интересный.
Радостно - хорошо, весело.
Легко - просто, свободно.
Слайд 22Исправленный текст
В субботу мы с классом отправились в поход в ближайший
лес. Он встретил нас приветливо и радостно. В роще было прохладно и дышалось свободно. На душе сразу стало легко и весело. Отрада наполняла наши сердца. Общение с природой подарило нам хороший и увлекательный отдых.
Слайд 23Оттенки значения синонимов
Прочитайте предложения, выберите и вставьте вместо пропуска подходящий
по значению синоним. Выбранные вами слова поставьте в нужном падеже.
1) Картофельные поля отразили ... колорадского жука.
Вся природа с нетерпением ждала ... весны.
(атака, наступление)
2) Учитель регулярно проводил с нами ... о бережном отношении к природе.
Этот …. двух друзей, сломавших деревце, возмутил старшеклассника.
(беседа, разговор)
3) Из окна нашего номера открывался красивый ... на море.
... в романах Тургенева играет важную роль.
(вид, пейзаж).
Слайд 24По страницам школьных тетрадей
Найдите и справьте речевые ошибки в этих предложениях.
1.Я мыслю, что не беречь природные ресурсы - неразумно.
2. Читая книги, учащиеся повышают свои знания о природе Беларуси.
3. Учитель поведал нам о том, что посадку цветов на пришкольном участке нужно начать завтра.
4. Пятиклассница громогласно прочла объявление о литературном конкурсе «Зеленая планета».
Слайд 25«Найди пару»
ласковый
весело
светит ясный
блестит поют
шумят(деревья) сверкает
щебечут (птицы) шелестят
солнечный сияет
радостно приветливый
Слайд 26Тест
1. Подберите синоним к слову СОХРАНИТЬ.
А) охрана
Б) сберечь
В) бороться
2. Какое
из данных слов не является синонимом к прилагательному РАЗНОЦВЕТНЫЙ?
А) цветной
Б) пестрый
В) аккуратный
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) удивительный – необыкновенный– неповторимость
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) ветер – ветерок – ветреный
Слайд 28По выбору:
1) Параграф 22, упр. 183.
2) Придумать
сказку «Весенние приключения синонимов».
Слайд 29Итог урока
Надо быть щедрым и добрым всегда,
Чтоб не случилась в природе
беда.
Если прекрасен ты будешь душой,
Место любое украсишь собой.
Землю родную должны мы любить
И для потомков ее сохранить.
Л.И. Строк
Слайд 30Рефлексия
Продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне
показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…