Слайд 1Урок развития речи по русскому языку (8 класс)
с использованием технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Изложение с творческим заданием
Текст «КАК ЛИСА УГОЛЬ НАШЛА» (шахтерский сказ)
Разработка
учителя Харцызской ОШ №22
Воронько Галины Казимировны
Слайд 2Синквейн
черный, каменный,
горит, тлеет, объединяет.
Людям дарит
всем тепло.
Святыня.
Слайд 4По ключевым словам спрогнозируйте сюжетную канву (кратко):
СТЕПЬ –МУЖИК – НОРА
– МАТЬ-ЛИСА – КЛАД – КИРКА – КАМНИ – СОСЕДИ – ЦАРЬ ПЕТР – КАПУСТИН – ПЛАСТЫ - ШАХТЫ
Слайд 5 Наш Донбасс – счастливый край. И про то, как были
открыты подземные сокровища, сказка есть.
Шел по степи селянский мужик с ружьем. Смотрит, в земле глубокая нора. Заглянул в нее, а там лисята притаились. Вытащил всех по одному и радуется: эх, добрая же будет у меня шапка! А тут прибежала мать-лиса, увидела своих детей у человека в руках и говорит:
Слайд 6Отдай моих деток, человек, я тебе за это клад открою. Подумал-подумал
дядька и решил: а вдруг правда, не зря же лиса так жалостливо просит…
- Ладно, лиса, на тебе твоих малышей, а за это клад показывай.
- Бери заступ, - говорит лиса, - и копай вот тут.
- Зачем?
- Клад найдешь.
Слайд 7Лексическая работа
За́ступ — устаревший синоним для копательной лопаты. В более узком смысле —
лопата, имеющая «наступ» на плечиках «лотка» или специальную «подножку», расположенную выше, на которые надавливают ногой в процессе работы. Вид штыковых лопат, независимо от формы, размера или материала лотка и черенка.
Слайд 8Опять поверил человек лисе, взял кирку, лопату и стал копать. Сначала
земля шла мягкая, и копать было легко. А тут камень начался, пришлось за кирку браться. Долбил-долбил, вспотел весь. А клада нет и нет.
«Ну, мошенница лиса, видать, обманула». Подумал так наш дядька, а копать продолжал – интерес его разбирал, да яму вон какую вымахал, жалко бросить работу. Вдруг взаправду докопается до клада! Пошел опять долбить, смотрит: земля черная пошла. Выпачкался с головы до ног – одни глаза сверкают, а клада все нет. Плюнул, вылез из ямы и закурил с досады. Сидит на камешке, покуривает, думу думает: как же так и зачем он поверил лисе? Кто не знает, что лиса хитрая… докурил цигарку и бросил окурок в сторону.
Слайд 9Сколько уж там прошло времени, а только чует – гарью потянуло.
Посмотрел в одну сторону, оглянулся в другую – нигде нет огня, только в том месте, куда он окурок бросил, обломки черных камней задымились. Он их сам выломал из земли и выбросил лопатой на поверхность. Смотрит и диву дается дядька: горят камни! Собрал поблизости другие куски, кинул в огонь, и эти занялись, да как жарко! И тут наш искатель клада смекнул: набрал черных камней в мешок и принес к себе в хату, бросил в печку, и камни на глазах загорелись-загудели. От радости зовет он жинку: ставь, говорит, чугуны да кастрюли на плиту, погляди, что я за чудо-камни нашел.
На другой день утречком побежал к своей яме, опять набрал горючих камней. А тут навстречу лиса.
- Здравствуй, добрый человек. Доволен ли мною?
- Хитрюга ты, Патрикеевна, обманула меня: гляди, какую. Яму вырыл, а клада нет.
- Не обманула я тебя, человек. Нашел ты клад, ведь горючие камни и есть богатство дороже золота.
«И то правда», - подумал про себя мужик и говорит лисе:
- Ну, коли так, спасибо тебе, лисонька… живи на свете, радуйся своим деткам.
Взвалил мешок с горючими камнями на спину и понес. И опять запылало-загудело в плите жаркое пламя, да такое. Что хоть окна и двери открывай и беги из хаты.
Никому в селе дядька не сказал ни слова про счастливые черные камни. Только разве от людей спрячешься?
Слайд 10Подглядели за ним, куда он ходит с мешком, увидали, как горят
камни. И давай себе копать да похваливать соседа, дескать, вон какую он нам сделал прибыль.
Пошел слух о черных камнях по всей округе. Докатилась слава до царя Петра. Затребовал он к себе того дядьку:
«Какие-такие ты нашел чудо-камни, будто от них великий жар?» Ну тот высказал царю всю правду и про лисичку не забыл. Удивился царь Петр и велел позвать к себе самого знатного вельможу, чтобы, значит, послать его с мужиком в те степные края, да в казачий город Быстрянск, и там искать горючие камни, жечь их – пробу чинить.
Вельможа поговорил, пошептался с дядькой, вызнал тайну про черные камни и про лису спросил. Слушает и радуется вельможа: значит много в тех краях пушного зверя. Взял ружье, подпоясался патронташем и явился к царю:
- Готов ехать, ваше царское величество.
- А фузею зачем взял? – спрашивает царь про ружье.
- Охотиться, ваше величество… Там, сказывал мужик, лис много.
Царь и говорит ему:
- Значит ты, вельможа, не способен вести государственные дела, ежели прежде всего об охоте думаешь. И коли так, иди служи на псарне.
Слайд 11Заместо вельможи велел позвать разумного в науках мужика по фамилии Капустин.
Дал ему царь кирку, дал лопату и велел отправляться в казачьи степи искать залежи горючего камня.
Вот так, друг мой, были открыты в Донбассе угольные пласты. И пошли с той поры шахты по всей нашей неоглядной донецкой степи. Поезжай в Лисичанск – увидишь Григория Капустина, там ему памятник стоит бронзовый.
А в степь выйдешь да лисоньку встретишь, ей поклонись.
Слайд 12Чем еще знаменит наш край? Назовите людей, которые прославили Харцызск, Донбасс.
Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, прославивших наш край или о природных богатствах края