Презентация, доклад к уроку русской словесности Басня как эпический жанр литературы (5 класс)

Содержание

Повторение. Найдите соответствия 1 вариант1 Ж2 В3 Д4 Б5 Е6 А7 Г2 вариант1 Ж2 Е3 Д4 В5 Г6 Б7 А

Слайд 1Басня как эпический жанр литературы

Басня как эпический жанр литературы

Слайд 2Повторение. Найдите соответствия
1 вариант
1 Ж
2 В
3 Д
4 Б
5 Е
6 А
7

Г

2 вариант
1 Ж
2 Е
3 Д
4 В
5 Г
6 Б
7 А

Повторение. Найдите соответствия 1 вариант1 Ж2 В3 Д4 Б5 Е6 А7 Г2 вариант1 Ж2 Е3 Д4 В5

Слайд 3Самостоятельная работа с учебником
Что такое басня?

К какому роду относится басня?

К

каким жанрам фольклора она близка?

Назовите обязательный элемент басни.
Самостоятельная работа с учебникомЧто такое басня? К какому роду относится басня?К каким жанрам фольклора она близка?Назовите обязательный

Слайд 4Гесиод (VIII-VII вв.до н.э.) – древнегреческий поэт
В поэме «Труды и дни»

широко использовал фольклор: пословицы, притчи, басни. Обращаясь к жестоким и несправедливым властителям, рассказывает басню о соловье и ястребе.
Гесиод (VIII-VII вв.до н.э.) –  древнегреческий поэт В поэме «Труды и дни» широко использовал фольклор: пословицы,

Слайд 5Басню теперь расскажу я царям, как они ни разумны. Вот что однажды сказал

соловью пестрогласному ястреб,
Жалко пищал соловей, пронзенный кривыми когтями, Тот же властительно с речью такою к нему обратился: «Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее! Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно, И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу. Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим: Не победит он его — к униженью лишь горе прибавит!» Вот что стремительный ястреб сказал, длиннокрылая птица.
Басню теперь расскажу я царям, как они ни разумны. Вот что однажды сказал соловью пестрогласному ястреб, Жалко пищал

Слайд 6Эзоп (VI-V вв. до н.э.)
Басня «Волк и Ягненок»
У ручейка ягненок с

волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше - волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. "Зачем, -он говорит, - водою мутною Питье мне портишь?" Кудрошерстый в трепете: "Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке".  Волк говорит, бессильный перед истиной:  "Но ты меня ругал, тому шесть месяцев". А тот: "Меня еще и на свете не было".-  "Так, значит, это твой отец ругал меня",-  И так порешив, казнит его неправедно.  О людях говорится здесь, которые  Гнетут невинность, выдумавши поводы.
Эзоп (VI-V вв. до н.э.)Басня «Волк и Ягненок»У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью

Слайд 7Гораций (65-8 до н.э.)- древнеримский поэт

Гораций (65-8 до н.э.)- древнеримский поэт

Слайд 8Федр (I в. н.э.) римский поэт- баснописец

Федр (I в. н.э.) римский поэт- баснописец

Слайд 9Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский писатель
Возродил жанр басни в ХVII

веке. В основе многих его басен лежит сюжет басен Эзопа. Он не поучает читателя, а скорее сосредоточен на чувствах своих героев.
Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский писательВозродил жанр басни в ХVII веке. В основе многих его басен

Слайд 10 Лессинг (1729-1781) – немецкий поэт
Басни пишет прозой. В предисловии к

своим басням писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали».
Лессинг (1729-1781) – немецкий поэтБасни пишет прозой. В предисловии к своим басням писал: «Ни на одном

Слайд 11Ломоносов Михаил Васильевич
Учение «о трёх штилях»
Басня- «низкий» штиль
«простонародные низкие слова»

Ломоносов Михаил ВасильевичУчение «о трёх штилях»Басня- «низкий» штиль«простонародные низкие слова»

Слайд 12Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777)
В русской литературе заложил основы национальной басенной

традиции. Его поэтическим девизом были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…»
Кроме Сумарокова басни писали Хемницер И.И., Дмитриев И.И.
Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777)В русской литературе заложил основы национальной басенной традиции. Его поэтическим девизом были

Слайд 13Хемницер И.И.
Дмитриев И.И.

Хемницер И.И.Дмитриев И.И.

Слайд 14Крылов Иван Андреевич (1769-1844)
Вершиной в развитии жанра стали басни Крылова, вобравшие

в себя опыт двух с половиной тысячелетий.
«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов»,- писал Н.В.Гоголь.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844)Вершиной в развитии жанра стали басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной

Слайд 15Особенности басни
а) мораль;
  б) аллегорический (иносказательный) смысл; 
в) типичность описываемой ситуации; 
г) характеры-персонажи; 
д) осмеяние

человеческих пороков и недостатков.
Особенности басниа) мораль;  б) аллегорический (иносказательный) смысл;  в) типичность описываемой ситуации;  г) характеры-персонажи;  д) осмеяние человеческих пороков

Слайд 16Лев-
Волк-
Заяц-

Ягненок-
Свинья-
Лиса-
Муравей-
Осел-
Стрекоза- Ворона-

Слова для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость,
трусость, легкомыслие, хитрость.

Лев-	Волк-Заяц-

Слайд 17Прием рефлексии «Выбор»

Прием рефлексии «Выбор»

Слайд 18Домашнее задание
Читать басни Крылова

Домашнее заданиеЧитать басни Крылова

Слайд 19Использованные ресурсы
http://literatura5.narod.ru/basni.html
http://medconfer.com/node/2193
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9
http://www.antilopa.ru/who-is-who/information/01/information/157.htm
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. –

М.: ВАКО, 2009.
Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал: Для 5 кл.общеобразоват.шк. – 3-е изд. – Алматы: Атамұра, 2010.
Использованные ресурсыhttp://literatura5.narod.ru/basni.htmlhttp://medconfer.com/node/2193https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8Fhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9http://www.antilopa.ru/who-is-who/information/01/information/157.htmЕгорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть