Слайд 1Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Позиционное чередование звуков. Чередование гласных
и согласных в корне».
Подготовила: Игнатьева Лилия Александровна.
Слайд 3Мой
дедушка.
Сапёром мой дедушка был на войне.
Медали свои он показывал мне
Теперь
на площадке, где строится дом,
Работает дедушка крановщиком.
Он рукоятку тронет слегка-
Стальная стрела улетит в облака.
Однажды принёс я деду обед
И громко позвал его:
-Дедушка! Дед!-
Вокруг засмеялись:
-Шутишь, герой! Какой же он дед?
Он у нас –молодой!-
Хрустит под ногами белый снежок,
Мы с дедушкой вместе идём на каток.
Л. Татьяничева
-Какие непонятные слова встретились вам в стихотворении?
Слайд 4САПЁР
САПЁР,-а,м. Военнослужащий инженерных войск.
Сапёры обезвредили мину.
Мину закладывают(копают), потом заряжают и ,
наконец, взрывают.
С. ошибается 1 раз(о минёрах)// прил. сапёрский, -ая, -ое
Слайд 5МОРФЕМЫ
КОРЕНЬ
ОКОНЧАНИЕ
СУФФИКС
ПРИСТАВКА
-Мы знаем вышеперечисленные морфемы.
-Какая морфема самая главная?
-Дайте определение морфеме «корень».
КОРЕНЬ-главная значимая
часть слова, в которой заключено его главное лексическое значение, общая часть однокоренных(родственных слов).Однокоренными называются слова с одним и тем же корнем.
Слайд 6Работа со стихотворением(на каждой парте текст)
-Найдите в стихотворении слова проверяемыми безударными
гласными в корне.
-На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела, засмеялись, молодой, под ногами, снежок.
-Почему мы слышим в корнях этих слов звук а , а пишем букву О?
Слайд 7Мы можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение и
можем проверить:
на войне-войны
свои-свой
на площадке-площадь
стальная –сталь
молодой-молод-моложе
под ногами -ноги
Почему мы слышим в корнях этих слов звук и , а пишем букву Е?
снежок-снег
слегка-лёгкий
стрела –стрелы
засмеялись - смех
Слайд 8Какова цель учебной деятельности на уроке?
-В этих примерах мы наблюдаем позиционные
чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от позиции в слове.
-Почему в словах дед, обед, мы на конце слышим Т, а пишем букву Д?
Потому что это звонкий согласный звук. Проверим: обед-обедать, дед-дедушка.
Слайд 9Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков в корне, что проявляется
в сильной позиции перед гласной.
Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила –основные.
Слайд 10Почему в однокоренном со словами снег, Снегурочка слове снежный мы слышим
и пишем букву Ж, и в однокоренном со словами молод, молодой слове моложе тоже слышится и пишется буквам Ж?
В данном случае мы имеем дело не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто.
Подберите и запишите в тетрадь к слову ЗАСМЕЯЛИСЬ однокоренные слова.
ЗАСМЕЯЛИСЬ-СМЕХ-СМЕШИТЬ
-Как называется замена одного звука другим?
Слайд 11Попробуйте сами составить правило: что же такое чередование звуков?
При образовании новых
слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование в пределах одной морфемы, в данном случае корня.
Гласные О,Е в корне слова могут чередоваться с нулём звука, например: СОН-СН-А, ДЕНЬ –ДН-Я, ОКН-О –ОКОН. Такие гласные называются БЕГЛЫМИ.
Гласные могут чередоваться с нулём звука в приставках и суффиксах: СРЫВАТЬ-СОРВАТЬ, СКАЧОК -СКАЧКА.
Слайд 12Задание 1.Рассмотрите примеры чередования гласных в корне(работа в группах)
Смыть –мойте(…), петь-пойте(…),
выть –вой(…), звенеть –звон(…), стройка-перестраивать(…), копать –выкапывать(…), осмотр –осматривать(…), пробить – пробоина(…), кормит-откармливать(…).
Слайд 13Задание 2.Работа в группах.
Подберите слова с чередующимися согласными.
РУКА-
СОХА-
ДРАКА-
НОГА-
РЕЗАТЬ-
ДРУГ-
ЕЗДИТЬ-
МОТЫГА-
САПОГ
ЛОВИТЬ-
СУХОЙ-
БЕГАТЬ-
ОБЛАКА-
БЕРЕГ-
ВОДИТЬ-
ПОСАДИТЬ-
ДРОБИТЬ-
Слайд 14Выпишите чередования, которые встретились в задании.
РУКА-РУЧКА
СОХА-СОШКА
ДРАКА-ДРАТЬСЯ
НОГА-НОЖКА
РЕЗАТЬ-РЕЗКА
ДРУГ-ДРУЖОК
ЕЗДИТЬ-ПОЕЗДКА
МОТЫГА-МОТЫЖКА
САПОГ-САПОЖОК
ЛОВИТЬ-ЛОВЛЯ
СУХОЙ-СУШКА
БЕГАТЬ-ПРОБЕЖКА
ОБЛАКА-ОБЛАЧКА
БЕРЕГ-БЕРЕЖОК
ВОДИТЬ-ВОЖДЕНИЕ
ПОСАДИТЬ-ПОСАДКА
ДРОБИТЬ-ДРОРБЛЕНИЕ
Слайд 15Задание 3.Выпиши сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем- с
согласными(взаимопроверка).
Гружёный –грузить, назову-называть,лицо-личный,осмотр-осматривать,глухо-заглох,крикнуть –кричу, замок-замыкать –замкну, друг –друзья.
Слайд 16Игра «Змейка»
Подберите слова с чередованием
г//ж, к//ч, х//ш (по вариантам)
Пирог
Муха Ухо
Долг Пеку Смех
Стог Сук Тихо
Порог Клок Верх
Берегу Высоко Слух
Стерегу Облака Орех
Слайд 17Составьте в тетради отчёт:
Узнал(а) новое:
Знал(а) ранее:
Слайд 18Литература:
1.Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской,
М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 1 часть. Составитель Г.В. Цветкова. Волгоград «Учитель», 2014.