Презентация, доклад к уроку русского языкаПозиционное чередование звуков

Содержание

Наше настроение

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Позиционное чередование звуков. Чередование гласных

и согласных в корне».

Подготовила: Игнатьева Лилия Александровна.

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Позиционное чередование звуков. Чередование гласных и согласных в корне».Подготовила: Игнатьева

Слайд 2Наше настроение

Наше настроение

Слайд 3Мой дедушка.
Сапёром мой дедушка был на войне.
Медали свои он показывал мне
Теперь

на площадке, где строится дом,
Работает дедушка крановщиком.
Он рукоятку тронет слегка-
Стальная стрела улетит в облака.
Однажды принёс я деду обед
И громко позвал его:
-Дедушка! Дед!-
Вокруг засмеялись:
-Шутишь, герой! Какой же он дед?
Он у нас –молодой!-
Хрустит под ногами белый снежок,
Мы с дедушкой вместе идём на каток.
Л. Татьяничева
-Какие непонятные слова встретились вам в стихотворении?

Мой   дедушка.Сапёром мой дедушка был на войне.Медали свои он показывал мнеТеперь на площадке, где строится

Слайд 4САПЁР
САПЁР,-а,м. Военнослужащий инженерных войск.
Сапёры обезвредили мину.
Мину закладывают(копают), потом заряжают и ,

наконец, взрывают.
С. ошибается 1 раз(о минёрах)// прил. сапёрский, -ая, -ое
САПЁРСАПЁР,-а,м. Военнослужащий инженерных войск.Сапёры обезвредили мину.Мину закладывают(копают), потом заряжают и , наконец, взрывают.С. ошибается 1 раз(о минёрах)//

Слайд 5МОРФЕМЫ
КОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ СУФФИКС ПРИСТАВКА
-Мы знаем вышеперечисленные морфемы.
-Какая морфема самая главная?
-Дайте определение морфеме «корень».
КОРЕНЬ-главная значимая

часть слова, в которой заключено его главное лексическое значение, общая часть однокоренных(родственных слов).Однокоренными называются слова с одним и тем же корнем.
МОРФЕМЫКОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ СУФФИКС ПРИСТАВКА-Мы знаем вышеперечисленные морфемы.-Какая морфема самая главная?-Дайте определение морфеме «корень».КОРЕНЬ-главная значимая часть слова, в

Слайд 6Работа со стихотворением(на каждой парте текст)
-Найдите в стихотворении слова проверяемыми безударными

гласными в корне.
-На войне, свои, на площадке, крановщиком, слегка, стальная, стрела, засмеялись, молодой, под ногами, снежок.
-Почему мы слышим в корнях этих слов звук а , а пишем букву О?
Работа со стихотворением(на каждой парте текст)-Найдите в стихотворении слова проверяемыми безударными гласными в корне.-На войне, свои, на

Слайд 7Мы можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение и

можем проверить:

на войне-войны
свои-свой
на площадке-площадь
стальная –сталь
молодой-молод-моложе
под ногами -ноги

Почему мы слышим в корнях этих слов звук и , а пишем букву Е?
снежок-снег
слегка-лёгкий
стрела –стрелы
засмеялись - смех

Мы можем поставить гласную корня в сильную позицию, под ударение и можем проверить:на войне-войнысвои-свойна площадке-площадьстальная –сталь молодой-молод-моложепод

Слайд 8Какова цель учебной деятельности на уроке?
-В этих примерах мы наблюдаем позиционные

чередования гласных звуков, то есть такие чередования, которые зависят от позиции в слове.
-Почему в словах дед, обед, мы на конце слышим Т, а пишем букву Д?
Потому что это звонкий согласный звук. Проверим: обед-обедать, дед-дедушка.
Какова цель учебной деятельности на уроке?-В этих примерах мы наблюдаем позиционные чередования гласных звуков, то есть такие

Слайд 9Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков в корне, что проявляется

в сильной позиции перед гласной.
Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами. Эти орфографические правила –основные.

Здесь мы видим позиционные чередования согласных звуков в корне, что проявляется в сильной позиции перед гласной.Позиционные чередования

Слайд 10Почему в однокоренном со словами снег, Снегурочка слове снежный мы слышим

и пишем букву Ж, и в однокоренном со словами молод, молодой слове моложе тоже слышится и пишется буквам Ж?

В данном случае мы имеем дело не с позиционным чередованием. Здесь закономерности сложнее. Мы принимаем как данность подобные чередования, которые встречаются довольно часто.
Подберите и запишите в тетрадь к слову ЗАСМЕЯЛИСЬ однокоренные слова.
ЗАСМЕЯЛИСЬ-СМЕХ-СМЕШИТЬ
-Как называется замена одного звука другим?

Почему в однокоренном со словами снег, Снегурочка слове снежный мы слышим и пишем букву Ж, и в

Слайд 11Попробуйте сами составить правило: что же такое чередование звуков?
При образовании новых

слов и изменении формы слов может происходить изменение звуков, то есть чередование в пределах одной морфемы, в данном случае корня.
Гласные О,Е в корне слова могут чередоваться с нулём звука, например: СОН-СН-А, ДЕНЬ –ДН-Я, ОКН-О –ОКОН. Такие гласные называются БЕГЛЫМИ.
Гласные могут чередоваться с нулём звука в приставках и суффиксах: СРЫВАТЬ-СОРВАТЬ, СКАЧОК -СКАЧКА.

Попробуйте сами составить правило: что же такое чередование звуков?При образовании новых слов и изменении формы слов может

Слайд 12Задание 1.Рассмотрите примеры чередования гласных в корне(работа в группах)
Смыть –мойте(…), петь-пойте(…),

выть –вой(…), звенеть –звон(…), стройка-перестраивать(…), копать –выкапывать(…), осмотр –осматривать(…), пробить – пробоина(…), кормит-откармливать(…).
Задание 1.Рассмотрите примеры чередования гласных в корне(работа в группах)Смыть –мойте(…), петь-пойте(…), выть –вой(…), звенеть –звон(…), стройка-перестраивать(…), копать

Слайд 13Задание 2.Работа в группах. Подберите слова с чередующимися согласными.
РУКА-
СОХА-
ДРАКА-
НОГА-
РЕЗАТЬ-
ДРУГ-
ЕЗДИТЬ-
МОТЫГА-
САПОГ
ЛОВИТЬ-
СУХОЙ-
БЕГАТЬ-
ОБЛАКА-
БЕРЕГ-
ВОДИТЬ-
ПОСАДИТЬ-
ДРОБИТЬ-

Задание 2.Работа в группах. Подберите слова с чередующимися согласными.РУКА-СОХА-ДРАКА-НОГА-РЕЗАТЬ-ДРУГ-ЕЗДИТЬ-МОТЫГА-САПОГЛОВИТЬ-СУХОЙ-БЕГАТЬ-ОБЛАКА-БЕРЕГ-ВОДИТЬ-ПОСАДИТЬ-ДРОБИТЬ-

Слайд 14Выпишите чередования, которые встретились в задании.
РУКА-РУЧКА
СОХА-СОШКА
ДРАКА-ДРАТЬСЯ
НОГА-НОЖКА
РЕЗАТЬ-РЕЗКА
ДРУГ-ДРУЖОК
ЕЗДИТЬ-ПОЕЗДКА
МОТЫГА-МОТЫЖКА
САПОГ-САПОЖОК
ЛОВИТЬ-ЛОВЛЯ
СУХОЙ-СУШКА
БЕГАТЬ-ПРОБЕЖКА
ОБЛАКА-ОБЛАЧКА
БЕРЕГ-БЕРЕЖОК
ВОДИТЬ-ВОЖДЕНИЕ
ПОСАДИТЬ-ПОСАДКА
ДРОБИТЬ-ДРОРБЛЕНИЕ

Выпишите чередования, которые встретились в задании.РУКА-РУЧКАСОХА-СОШКАДРАКА-ДРАТЬСЯНОГА-НОЖКАРЕЗАТЬ-РЕЗКАДРУГ-ДРУЖОКЕЗДИТЬ-ПОЕЗДКАМОТЫГА-МОТЫЖКАСАПОГ-САПОЖОКЛОВИТЬ-ЛОВЛЯСУХОЙ-СУШКАБЕГАТЬ-ПРОБЕЖКАОБЛАКА-ОБЛАЧКАБЕРЕГ-БЕРЕЖОКВОДИТЬ-ВОЖДЕНИЕПОСАДИТЬ-ПОСАДКАДРОБИТЬ-ДРОРБЛЕНИЕ

Слайд 15Задание 3.Выпиши сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем- с

согласными(взаимопроверка).

Гружёный –грузить, назову-называть,лицо-личный,осмотр-осматривать,глухо-заглох,крикнуть –кричу, замок-замыкать –замкну, друг –друзья.

Задание 3.Выпиши сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем- с согласными(взаимопроверка).Гружёный –грузить, назову-называть,лицо-личный,осмотр-осматривать,глухо-заглох,крикнуть –кричу, замок-замыкать –замкну,

Слайд 16Игра «Змейка»
Подберите слова с чередованием
г//ж, к//ч, х//ш (по вариантам)
Пирог

Муха Ухо
Долг Пеку Смех
Стог Сук Тихо
Порог Клок Верх
Берегу Высоко Слух
Стерегу Облака Орех

Игра «Змейка»Подберите слова с чередованиемг//ж, к//ч, х//ш (по вариантам) Пирог  Муха  УхоДолг   Пеку

Слайд 17Составьте в тетради отчёт:
Узнал(а) новое:


Знал(а) ранее:

Составьте в тетради отчёт:Узнал(а) новое:Знал(а) ранее:

Слайд 18Литература:
1.Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской,

М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 1 часть. Составитель Г.В. Цветкова. Волгоград «Учитель», 2014.
Литература:1.Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 1 часть.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть