Слайд 1Урок русского языка
в 5 классе по теме
Середкина Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Ново-Идинская СОШ»
22 октября 2015
Слайд 2Грамматические задачи
ПЕНЬ СЕМЬЯ ПОДЪЁМ
.
Слайд 4
Какие цели поставим? Прочитайте и дополните.
1) Научиться различать , где в словах пишется…,а где….
2)Научиться выделять графически орфограмму в словах с…. и с….
3) Беречь своё здоровье
Слайд 5Условия употребления Ъ и Ь.
Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё,
Ю, Я:
после приставок, оканчивающихся на согласную:
подъезд, объезд
но сузить, сэкономить
после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную ( в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем):
аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-:
адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек)
в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-:
двухъярусный, но трехэтажный
Слайд 6Условия употребления Ъ и Ь.
Разделительный Ь пишется:
внутри слова перед гласными
Е, Ё, Ю, Я, И:
крестьянин, вьюга
в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О:
медальон, шампиньон
Слайд 7Семья
Муравьи
подъём
Вьюнок
Сагитировать
Двухъярусный
Двухэтажный
Сэкономить
съехать
Слайд 8судя
сёмка
отехать
обяснить
плате
волчи
Слайд 9Фонетическая разминка
Я сел и огурец съел
Я солю
щи солью
Слайд 10Деформированный текст
Лыжные соревнования.
Учитель …… детям о лыжных соревнованиях.
….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.
Задание: подчеркните в первом предложении грамматическую основу.
Слайд 11Игра «Замени одним словом».
1. Животное, от которого произошёл человек.
2. Товарищи, приятели
3. Спуск с горы.
4. Снежная метель, пурга.
5. Сообщить о чем-то
6. Сжался, скорчился
7.Приблизиться к чему-либо
Слайд 12Буквенный диктант
Об…явил, полоз…я, с…езд.
Об…яснил, об…едки, с…ест.
Обез…яна, л…ёт, под…езд.
В…юга, в…юн, сем…я,
раз…езд.
Слайд 14Тест
1. В каком ряду во всех словах на месте
пропусков пишется Ъ?
1) под_езд, с_ёмка, об_явление
2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить
3) ин_екция, в_елся, б_ётся
2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
1) ад_ютант, бул_он, лис_и
2) компан_он, шампин_он, интерв_ю
3) почтал_он, павил_он, раз_езд
4) комп_ютерный, медал_он, об_ехать
3. Укажите слово, в котором количество букв и звуков совпадает
а)пень
б)жильё
в)тьма
г)муравей
Слайд 16Вывод
Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.
Когда надо писать разделительный Ь?
Почему
в слове СЪЯЗВИТЬ пишется Ъ, а в слове САГИТИРОВАТЬ – нет?
Слайд 17Домашнее задание (по выбору)
Из отрывка вашей любимой книги выбрать и
записать 5 слов с разделительным ъ и 5 слов с ь
разгадать кроссворд
упр.
Слайд 19Самооценка
Если вы очень хорошо поработали – поставьте «5»
Если поработали хорошо,
но могли бы лучше - «4»
- Если вы плохо работали, но на следующем уроке обязательно поработаете - «3»