Слайд 1ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
Слайд 2Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить
на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .
Слайд 3- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и
ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Слайд 4Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку
В.
Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
Слайд 5Какие пословицы, стихотворения о доброте вы знаете?
Пословицы:
Доброта без разума пуста.
Доброе дело
питает и душу, и тело.
Добрый человек в добре живёт век.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Слайд 6Стихотворения:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою Доброты
И
радость помоги найти кому-то. (И. Романов)
Слайд 7Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради
счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)
Слайд 8Давайте обобщим сказанное:
Каким делает человека доброта?
Слайд 9доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно
выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Слайд 10Какой человек может быть добрым?
добрым может быть только тот, кто всегда
доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
Слайд 11(1)На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2)Мчавшаяся между партами
Лисапета Вторая задела портфель – он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером разлетелась пачка больших цветных портретов.
(4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6)И здесь началось...
– (7)Ребята, он сдвинулся по фазе! (8)Он артисток собирает!
(9)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
(10)Вошла учительница – все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!»
Слайд 12(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту,
кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:
– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
– (18)Кому отправлял?
(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.
– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!
– (23)Не врёшь?
– (24)Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами – Е. Ракитиной!.. (25)Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он, представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!
Слайд 13– (28)Тебе его не жалко?
– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти
дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!
– (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров… (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров... (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.
(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата... (По Э.Ю. Шиму)*
* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – русский советский писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
Слайд 14- О чем этот текст?
– Как бы его озаглавили?
Слайд 15Надо быть добрым во всем.
Зло рождает зло.
Надо уметь творить добро для
других.
Не обижать близких людей своим равнодушием.
Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей.
Слайд 16синквейн
Доброта
Отзывчивый, душевный
Поддерживает, помогает, облагораживает
Доброта спасёт мир
Душевность
Слайд 17Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения
«Что такое доброта?».
Слайд 18Доброта привычное всем слово, о значении которого люди редко задумываются. С
первых дней появления жизни на Земле это понятие сопровождает человека. Проявление его хороших качеств и является добротой. Как высоко развивается личностный уровень доброго человека, напрямую зависит от его нравственного воспитания.
После рождения ребенок радуется каждому дню, прожитому рядом с родителями. Он окружен любовью, теплом и красотой. Это помогает сформировать искренний и добрый характер. Малыши любят всех окружающих людей и животных и готовы нести добро в мир.
По мере взросления в их окружении появляются неприятности, нечестные и циничные люди. Это способствует развитию негативных проявлений. И они могут заменить полностью или частично светлые проявления характера. Для торжества добра необходимо чтобы в душе жила любовь, а ценности были истинными и твердыми. Тогда действия и поступки будут направлены на то, чтобы улучшить этот мир и окружить добротой близких людей.
Слайд 19Она будет проявляться во всех действиях и характере. Это заботливое отношение
к растениям, животным, природе, искренность в сочувствии и стремление помочь нуждающимся. Добрый человек не может пройти мимо плачущего ребенка, беспомощного старика или голодного котенка. Он сразу замечает, кто нуждается в его помощи и с радостью ее оказывает. При этом он абсолютно бескорыстен и никогда не ждет похвалы или награды.
Отличительной чертой людей с добрым характером можно назвать неравнодушие. Они не отмахиваются от проблем, а ищут пути их решения. Добротой нельзя пользоваться. В человеческих отношениях она вызывает ответное доброе чувство. В семье или с друзьями недопустимо потребительски пользоваться их добрым отношением. В конечном итоге можно потерять и любимых людей и друзей.
Слайд 20А закончить урок мне бы хотелось китайской притчей о “Ладной семье”:
Жила-была
на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Слайд 21Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он
решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Слайд 22Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго –
видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Слайд 23Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс –
это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Слайд 24Дома напишите сочинение:
“Что такое доброта?” на черновиках, используя материал урока.
Слайд 25сочинение-рассуждение
«Что такое доброта?».
Слайд 26композиция сочинения-рассуждения такова:
I. Основная мысль (тезис).
II. Доказательства:
а)…
б)…
в)…
III. Вывод.
Слайд 27По моему мнению, человеческая доброта — это симпатия к другим людям,
готовность откликнуться на чужую беду, помочь, если в этом есть необходимость. Также в сферу доброты входит утверждение «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе самому». То есть доброта предполагает щадящее отношение к другим, миролюбие и дружелюбие к ним, избегание поступков, которые бы каким-то образом вредили окружающим.
В своей жизни я неоднократно встречал проявления доброты. Как-то раз я гулял с собакой по парку, она убежала и не возвращалась. Я, расстроенный, пошел к другу, попросил его помочь мне найти собаку. Вместе мы на его принтере распечатали пачку объявлений и пошли клеить по нашему району. Я оценил доброту своего друга и отзывчивость его к моей неприятности. А собака моя Луша нашлась на второй день, она сама прибежала домой, села под дверью и заскреблась в нее.
В отрывке из повести «Сашка» Вячеслава Кондратьева тоже рассказывается о людской доброте. Главный герой Сашка конвоирует пленного немца в штаб. Он не чувствует ненависти к врагу: «показался он Сашке обыкновенным человеком, как он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым». Солдат ощущает не кровожадность, а обычное человеческое сочувствие, даже некую жалость к пленному. Хотя Сашка волен поступить с пленным, как желает: «захочет, доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге!», ему даже как-то не по себе от мысли, что он, Сашка, мог бы убить безоружного и беззащитного. «Не таков Сашка человек»... Простить врага - это, наверное, наивысшее проявление доброты личности.
Я стараюсь быть добрым человеком и дружить тоже с добрыми персонами. Доброта всегда вызывает ответную позитивную реакцию у большинства людей.
Слайд 28Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении
к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру. Докажу справедливость своих слов убедительными примерами.
Обратимся к тексту Э.Ю.Шима. Мальчик Жека способен совершать добро. Об этом свидетельствует его поступок: он собирал портреты известных артистов, чтобы отправить их потом Лизе Ракитиной, которая из-за плохого зрения не могла разглядеть лица актёров в кино. Этим самым Жека проявил заботу и внимание по отношению к бывшей однокласснице.
Добрый поступок мальчика вызвал восхищение у Веры. Она не только оценила его по достоинству, но и убедила Лисапету в том, что Жека - добрый человек, над которым нельзя насмехаться. Так доброта заставила девочку с этим странным именем по-другому взглянуть на на поступок Жеки и испытать новые для себя чувства.
Таким образом, доброта способна изменить мир в лучшую сторону. (149 слов)