Слайд 4Выполним тест
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
а)
признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.
Слайд 5
а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета
по действию.
2. Что обозначает причастие
как часть речи?
Слайд 63.Какое утверждение является правильным?
а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет
краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол
Слайд 7Самопроверка
1. б, в;
2. г;
3. а.
Слайд 8М. Ю. Лермонтов
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме
средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Слайд 9
Автобиография причастия .
Я, причастие ___________________, происхожу из семьи________________ и __________________.
Мой отец
(__________________) оставил мне значение __________________,________________ времени, ________________ вида.
Мать оставила (_______________) оставила в наследство вопрос _________________________________________, научила изменяться по __________, __________, ______________.
Сейчас я стою в форме _____________ рода, ___________ числа и ____________ падежа.
Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - __________________________.
Слайд 12Мать
Мария Михайловна Лермонтова
Слайд 13Бабушка
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Слайд 14
Портрет М.Ю.Лермонтова
в детстве
Слайд 15Портрет М.Ю.Лермонтова
в детстве
Слайд 17М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гусарского полка
Слайд 19
«Горец с большим кинжалом»
Такой образ высмеивал
М.Ю.Лермонтов
Слайд 21Биография поэта
1 ) М.Ю. Лермонтов, родивш..ся в октябре 1814
года в Москве, провел свое детство в имении Тарханы, находящ..ся в Пензенской губернии. 2)Мальчик, име..ий разносторонние способности, воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.
Слайд 22Биография поэта
3)Подросток, занятый сочинением стихов, два года учился в Благородном пансионе
при Московском университете.4) В 1832 году много чита..щий и занима..щийся самообразованием юноша был исключен из Московского университета «за вызывающ.. поведение».
Слайд 23Биография поэта
5)В Петербургском университете ему не засчитали двухлетнего прослуш..нного курса, и
он поступает в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. 6)Свободное время, не зан..тое учебой и строевой подготовкой, молодой человек отдает литературе.
Слайд 24Биография поэта
7)С 1834 года Лермонтов, не увлека..мый балами и маскарадами, сочиняющий
стихи, служит в гусарском полку, размещающ..ся в Царском Селе. 8)Узнав о гибели А.С. Пушкина, он пишет в 1837 году гневное обвинительное стихотворение «Смерть поэта», распространенн.. в списках по стране. 8)За написание «непозволительных стихов» М.Ю.Лермонтов был переведен на службу в Нижегородский полк, располагавшийся на Кавказе и участвовавший в войне с горцами.
Слайд 25Биография поэта
9)В 1840 году по указанию царя за участие в дуэли
с де Барантом Лермонтова во второй раз ссылают на Кавказ, в полк, готов..щийся к военным действиям. 10)Летом 1841 года возвраща..щийся из кратковременного отпуска офицер задержался в Пятигорске. 11)Здесь он поссорился с майором Николаем Мартыновым, связ..нным с придворной средой.12)15 июля 1841 года у подножия горы Машук состоялась дуэль, оборвавшая жизнь гениального человека России.
Слайд 26
.
3.Правописание гласных в суффиксах и окончаниях причастий.
Слайд 32В 1837 году М.Ю. Лермонтов написал поэму « Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэт,(не) смирившийся с тем, что люди его поколения старятся в бездействии, живут без цели, склоняют голову перед силами реакции, обращается к событиям
XVI века.
Слайд 33Степан Парамонович Калашников, (не) простивший обидчика своей жены Кирибеевича, выбирает битву
до смертного исхода в честном кулачном бою. Любимый царский опричник(не)прощен за поругание честной купеческой жены. (Не)раскаявшийся герой, (не) прощенный Иваном Грозным, смиренно принимает собственную смерть на плахе.
Слайд 38 В 1837году (к 25-летию Бородинской битвы)М.Ю. Лермонтов сочинил
стихотворение «Бородино» посвященное событиям Отечественной войны 1812 года. Он воспевает в нем силу русского оружия. Повествование в произведении идет от лица старого воина служившего артиллеристом. В стихотворении звучит восхищение несокрушимой мощью русского народа сумевшего в решительный момент истории задержать врага – армию Наполеона.
Слайд 398.Составление синквейна на тему «Причастие»
1. причастие
2.
два прилагательных по теме
3. три глагола по теме
4. предложение по теме
5. слово-резюме ( отношение учащегося к теме)
Слайд 408. Синквейн на тему «Причастие»
1. причастие
2.
действительное, страдательное
3. действует, определяет, изображает
4. Причастие - самостоятельная
часть речи.
5. знания
Слайд 41
9. Домашнее задание ( на выбор)
1)Составить 5 предложений с причастиями о
жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова .
2) Выписать из учебника литературы
5 предложений с причастиями.
Слайд 42Памятник М.Ю.Лермонтову
в Москве