Презентация, доклад к уроку русского языка в 9 классе Обобщение темы Бессоюзные сложные предложения

Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма

Слайд 1Обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»

Обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения»

Слайд 2Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак,

подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше.




М. В. Ломоносов
Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми

Слайд 3Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего

вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари.
И.С.Тургенев

Задания:

- Согласны ли с высказыванием М.Ломоносова о том, что эти предложения «весьма лучший вид имеют»?
- Прокомментируйте знаки препинания и орфограммы, встретившиеся в тексте.
- Что особенного, тургеневского, вы заметили в одном этом предложении?
Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и

Слайд 4Что-то снова зашумело в лесу -
она встрепенулась
Я открыл глаза: утро

зачиналось

Кучер слезает(?) лошади фыркают(?)
пристяжные оглядываются(?) корен-
ная помахивает хвостом и присло-
няет голову к дуге.

Вы раздвините мокрый куст(?)
вас так и обдаст накопившимся
запахом ночи…

Бессоюзное сложное предложе
ние с быстрой сменой событий.
(тире)

Бессоюзное сложное предложе
ние со значением следствия во
второй части.
(тире)

Бессоюзное сложное предложе-
ние со значением дополнения
(двоеточие)

Бессоюзное сложное предложе-
ние со значением перечисления
(запятая)

Расставь знаки препинания. Найди для каждого предложения соответствующую
характеристику, соединив их стрелкой.

Что-то снова зашумело в лесу
(?) она встрепенулась

Я открыл глаза(?)утро зачиналось

Что-то снова зашумело в лесу - она встрепенуласьЯ открыл глаза: утро зачиналосьКучер слезает(?) лошади фыркают(?)пристяжные оглядываются(?) корен-ная

Слайд 5Поменяй местами части бессоюзного сложного предложения, запиши их, расставляя знаки препинания.
Проследи

за произошедшими изменениями



Распустилась берёза – время сеять овес. ( В первом предложении значение условия)

Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озером шел небольшой дождь (значение причины)

Кто-то зажег спичку - мелькнул огонек (В первом предложении значение времени)

Идти было трудно: ноги вязли по щиколотку (значение причины)

Впереди непроходимое болото - напрямик не пробиться ( Во втором предложении значение следствия)
Поменяй местами части бессоюзного сложного предложения, запиши их, расставляя знаки препинания.Проследи за произошедшими изменениямиРаспустилась берёза – время

Слайд 6

Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное предложение, в котором

употребляется: а) двоеточие; б) тире.




Я посмотрел вверх………..

Неутолимо хотелось пить………..

Погода стоит переменчивая………….
Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное предложение, в котором употребляется: а) двоеточие; б) тире.

Слайд 7Составьте предложения по схемам:
потому что


[ ] : [ ]
а именно
[ ] : [ ]
что
[ ] : [ ]

поэтому
[ ] - [ ]
если
[ ] - [ ]
поэтому
[ ] ; [ ]

Составьте предложения по схемам:  потому что

Слайд 8

Памятка




1. Запятая: [ ], [ ]
При перечислении
2. Точка с запятой: [ ], [ ]


3. Двоеточие: [ ] : [причина]
[ ] : [пояснение]
[ ] : [дополнение]

4. Тире: [ ] - [ ] противопоставление
[время, условие] - [ ]
[ ] - [вывод, следствие]

Слайд 9

Задание для работы в группах.

1.Вы являетесь составителем школьного сборника «Русский язык в произведениях
Тургенева».
Вам необходимо отобрать материал для его раздела «Мир бессоюзных предложений
в произведениях Тургенева»
и прорецензировать этот раздел, обозначив при рецензировании те выразительные
особенности бессоюзных предложений, которые смогли увидеть.
2. Самостоятельно договоритесь о правилах работы в группе, а также определите
вопросы для обсуждения, в соответствии с поставленной перед вами задачей.
3. Представьте результаты работы в группе в виде публичного выступления.
Объясните, на чем основаны ваши выводы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть