Слайд 1Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о
ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом?
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! И подрастающее поколение должно помнить о подвиге наших предков.
В. Быков
Слайд 2Семнадцатое апреля.
Классная работа.
Слайд 3Всё дальше уходит В(в)еликая О(о)течественная война в прошлое, но память о
ней ж..ва в сер..цах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш бе..примерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом?
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейш..й чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронт.., в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но о..давали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудет(ь)ся. А этого нельзя допустить! И подр..стающее поколение должно помнить о подвиге наших предков.
В. Быков
Слайд 4* * *
Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.
Шла она по проходу
И что-то несла.
Сколько было народу!
Всех смутила она.
Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.
Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет…
1963
Андрей Дементьев.
Слайд 6Цели:
обобщить и систематизировать имеющиеся знания о грамматических особенностях глагола;
узнать о новых
морфологических признаках глагола.
Слайд 7Слово «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».
Слово «глагол»
в Древней Руси обозначало речь вообще.
В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».
Впервые ввел этот термин в русский язык А.М. Пешковский.
Слайд 8Глаголы называют различные действия:
1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и
др.;
2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;
3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;
4) действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
5) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и другие.
Слайд 9Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о
ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом?
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! И подрастающее поколение должно помнить о подвиге наших предков.
В. Быков
Слайд 10
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз –
рывок,
Два – рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
И садись, работать нужно!
Слайд 11Забывать, помнить, восторгаться, воевать, побеждать, сохраняться, служить, бороться, не сдаваться
Возвратные и невозвратные глаголы
Глаголы с морфемой -ся (-сь) на конце называются возвратными:умываться.
Глаголы без этой морфемы называются невозвратными: умывать.
Значение -ся
Суффикс -ся (-сь) придаёт глаголам следующие значения:
возвратное значение: мальчик одевается (одевает себя);
взаимное значение: малыши обнимаются (обнимают друг друга);
значение самопроизвольного действия: ваза разбилась (сама по себе), окно открылось (само по себе);
страдательное значение: Дом строится (кем?) строителями;
значение постоянного свойства: собака кусается, крапива жжется
-ся в лингвистике
Морфему -ся (-сь) в школьной грамматике называют суффиксом. Так как она всегда следует за окончанием (одевалась, одевались, одеваются), в лингвистике её называют постфиксом (от латинского post – после).
Слайд 15Домашнее задание.
П. 106, упр. 604;
Из стихотворений о войне выписать 8 предложений
со средствами художественной выразительности, определить роль глагола в них;
Написать сочинение-рассуждение (8-10 предложений) на тему: «Нужно ли помнить о войне?»