Презентация, доклад к уроку русского языка в 5 классе по теме Фразеология

Содержание

Ц.рк, ц.плёнок, ц.ркуль, лисиц.н, ц.фра, огурц., ц.стерна, таблиц., делегац.я,ц.новка, ц.ц

Слайд 1Четырнадцатое февраля.
Классная работа.
№ заявки 61353

Учитель русского языка и литературы МБОУ

Егорлыкской СОШ №1 Терещенко Оксана Юрьевна

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Фразеология»

«Лучшая презентация к уроку»
Четырнадцатое февраля.Классная  работа.№ заявки 61353Учитель русского языка и литературы МБОУ Егорлыкской СОШ №1  Терещенко Оксана

Слайд 3Ц.рк, ц.плёнок, ц.ркуль, лисиц.н, ц.фра, огурц., ц.стерна, таблиц., делегац.я,ц.новка, ц.ц

Ц.рк, ц.плёнок, ц.ркуль, лисиц.н, ц.фра, огурц., ц.стерна, таблиц., делегац.я,ц.новка, ц.ц

Слайд 4Проверка индивидуальной карточки
Цирк, цыплёнок, циркуль, лисицын, цифра, огурцы, цистерна, таблицы, делегация,циновка,

цыц
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки

Проверка индивидуальной карточкиЦирк, цыплёнок, циркуль, лисицын, цифра, огурцы, цистерна, таблицы, делегация,циновка, цыц«5» - нет ошибок«4» - 1

Слайд 5Готовимся к ЕГЭ (№8)


1) зар.стал
2) ц.ркуль
3) под.рил
4)

к.ридор

Укажите слово с непроверяемой гласной
в корне

Готовимся  к  ЕГЭ  (№8) 1) зар.стал2) ц.ркуль3) под.рил4) к.ридор Укажите слово с непроверяемой гласной

Слайд 6Зачем я сегодня пришёл (пришла) на урок?

Зачем я сегодня пришёл (пришла) на урок?

Слайд 7Отгадайте загадки
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим

ты другу
Окажешь … .

Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .

Отгадайте загадкиТоварищ твой просит украдкойОтветы списать из тетрадки.Не надо! Ведь этим ты другуОкажешь …		.Фальшивят, путают слова.Поют кто

Слайд 8….. – это устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. ….. можно

заменить одним словом-синонимом

Сравните:
на краю света – далеко;
намылить шею – проучить;
зарубить на носу – запомнить;
как в воду глядеть – предвидеть.

….. – это устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.  ….. можно заменить одним словом-синонимом	Сравните: на

Слайд 9Фразеологизмы (фразеологические обороты)

Фразеологизмы (фразеологические обороты)

Слайд 10Сравним
?

Сравним?

Слайд 11Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
Фразеологическая единица (фразеологизм, фразеологический оборот).

Лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. С точки зрения семантической слитности различаются:
1) Фразеологические сращения (идиомы). Бить баклуши (бездельничать)
2) Фразеологические единства. Первый блин комом
3) Фразеологические сочетания. Строить воздушные замки (мечтать)
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя   Фразеологическая единица (фразеологизм, фразеологический оборот). Лексически неделимое, устойчивое в своем

Слайд 12Вывод:
В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в

учебнике
Вывод:  В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике

Слайд 13На заметку
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.

Фразеологизмы –

синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше);

Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.

На заметкуКак и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.Фразеологизмы – синонимы:  два сапога пара –

Слайд 14Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не

слишком храбрыми животными
Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными

Слайд 15гнаться за двумя зайцами

гнаться за двумя зайцами

Слайд 16Не бросать слов на ветер легкомысленный
Заячья душа

зазнаваться
Мухи не обидит приуныл
Ветер в голове добрый
Вылетело из головы не говорить впустую
Повесил нос трусливый
Задирать нос забыл

Упражнение 1.
Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца

Не бросать слов на ветер     легкомысленныйЗаячья душа

Слайд 17Упражнение 2.


Образуйте антонимические пары фразеологизмов



Душа в душу -

Рукой подать -


как кошка с собакой

за тридевять земель

Упражнение 2.

Слайд 18Сравним
Задание на слайде
Задание в учебнике
упр. № 507

СравнимЗадание на слайдеЗадание в учебникеупр. № 507

Слайд 19Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Слайд 20Упр. № 508
Ряд 1, 2, 3, 5

Упр. № 508Ряд 1, 2, 3, 5

Слайд 21Так бы подумал иностранец…
Происхождение: ударить в грязь лицом первоначально означало «упасть

на грязную землю». Такое падение считалось в народе особенно позорным в кулачных боях — состязаниях борцов, когда слабого противника опрокидывали ничком на землю.

Узнаём историю слова

Так бы подумал иностранец…Происхождение: ударить в грязь лицом первоначально означало «упасть на грязную землю». Такое падение считалось

Слайд 22РАБОТА
С
ТЕКСТОМ

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Слайд 23Задание: найдите фразеологизмы, объясните их значение

Глупые сороки
Нашли сороки

в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Как говорят в народе вороны известные любители сыра об этом еще дедушка Крылов писал. Видно, нюхом почуяли находку, вот одна летает, другая, третья… Вот-вот утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
Задание: найдите фразеологизмы, объясните их значениеГлупые сороки    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не

Слайд 24Проверяем Задание: даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах,

восстановите фразеологизмы.


1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими.
3. Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников.

ЯЗЫК

ВОДА

КАША

Проверяем Задание: даны неполные фразеологизмы, отгадайте слово, которое есть во всех примерах, восстановите фразеологизмы.  1. Его

Слайд 25Подведём итоги
упр.
№ 512

Подведём итоги  упр. № 512

Слайд 26Лесенка успеха

Лесенка успеха

Слайд 27Домашнее задание
(обязательное для всех)
1) справочник + стр.49

+ (1 задание по выбору)
1) Сочинить сказку, стихотворение или рассказ, используя фразеологизмы. 2) Нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы 3) упр. 506
Домашнее задание    (обязательное для всех) 1) справочник + стр.49  +  (1 задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть