Слайд 1Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему:
«
Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения»
(с применением национально – регионального компонента)
Составитель: Кикеева
Людмила Николаевна, учитель
русского языка и литературы ВКК,
МКОУ « Зундинская СОШ»
Слайд 2Цель урока: систематизировать ранее изученное о словосочетании и предложении, углубить знания
о грамматической основе предложения.
Тип урока: урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты: знать различия между словосочетанием и предложением; уметь определять грамматическую основу предложения; уметь находить словосочетания.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой, различными словарями.
Личностные: уважительное отношение к языку, к творчеству калмыцких поэтов и композиторов, национальной культуре; стремление к речевому самосовершенствованию.
.
Слайд 3- Как называется страна, изучающая строение и значение словосочетаний, предложений?
-Ребята, мы
сегодня полетим в путешествие на этом самолёте, мы узнаем много неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои умения и знания. Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны узнать, куда и зачем мы полетим? А для этого нам нужно ответить на вопрос :
Слайд 4Чтобы сделать посадку в этой загадочной стране под названием
« Синтаксис»,
повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятиями «словосочетание» и «предложение».
Слайд 5- Вспомните, что вы знаете о словосочетании?
-Какие бывают словосочетания по главному
слову ?
- Чем отличаются словосочетания от предложения ?
Слайд 6Проверяем себя
Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой
по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.)
Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)
Слайд 7Развиваем умения
По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.
Распределительный диктант
Сущ.+…
глагол+…
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
Слайд 8Наш полёт продолжается. Давайте полюбуемся красотой нашей природы, красотой калмыцкой степи,
её богатством и щедростью.
Слайд 9Развиваем умения
1.Составьте предложение по данной иллюстрации, найдите в нём грамматическую основу
и составьте схему предложения.
2.Выполните синтаксический разбор предложений.
Слайд 10Применяем знания
Прочитайте предложение.
Составьте схемы.
Поставьте вопросы к словам в таком порядке: сначала
кто? или что?,
Затем- что делает? И какой? какая?
Образец: Весной калмыцкая степь пробуждается.
(когда?) (какая?) (что?) ( что делает?)
Это лебедь в озере грустит.
Это ветер мчится в летнем зное.
Таволжник листами шелестит.
Полыхает марево степное.
Это степь волнуется весной,
Буйными тюльпанами покрыта.
Стадо возвращается домой,
И стучат тяжёлые копыта.
Д. Н. Кугультинов
Степь-опора моя
С босоногой поры.
Пил я воду ручья,
Мял полыни ковры,
И тюльпанов огни
Теплым светом весны
В те далекие дни
Освещали мне сны.
По курганам степным
Ковыли поутру
Расстилались, как дым,
От костра на ветру.
И сайгачий косяк,
Небосклон запыля,
Уходил на рысях
Последам рогаля.
А. Тачиев
Слайд 13- Выпишите по 3 словосочетания из стихотворений согласно схемам:
Сущ. +сущ.,
сущ. + прил., глаг. + сущ.
- Какие словосочетания являются в текстах средством выразительности?
- Дайте им определение.
-Будут ли являться словосочетаниями слова: ковыли расстилались, лебедь грустит, стадо возвращается? Почему?
-Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях.
Проверим себя
Слайд 14«Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор,
как путешествия»
Терон Ш.
Слайд 15- Можем ли мы назвать прочитанное предложением? Почему?
-Что такое предложение?
- Для
чего нужны предложения?
- Давайте выпишем все словосочетания из этого предложения и составим их схемы.
- А что делать, если одного предложения мало для выражения своих мыслей? ( Для развития мысли мы составляем текст.)
Что такое текст?
Слайд 17Учимся открывать новые знания
1. Заглавие (или возможность его).
2. Тема
(то, о чем (или о ком) говорится в тексте).
3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
4. Делимость на части (начало, основная часть, конец).
5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).
6. Композиционная завершенность.
Слайд 18Запишите текст, озаглавьте его. Назовите его тему и основную мысль. Подчеркните
грамматические основы предложений.
Элиста - это столица и крупнейший город республики Калмыкия. Он расположен в самом центре калмыцких степей. Это не только столица Калмыкии, но крупнейший центр сосредоточения буддистов со всей России. Город находится посреди калмыцких степей. Свое название столица Калмыкии получила от песчаного склона балки Элиста-Сала: «элст» дословно переводится как «песчаный».
Элиста славится множеством уличных скульптурных композиций, связанных с мифологией, историей, религией и культурой калмыцкого народа. Самые известные из них - памятник участникам локальных войн, скульптуры Золотого всадника, Белого старца и Эхо.
Главная достопримечательность Элисты сегодня — буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Вокруг «Золотой обители» разбит красивый сад с цветами, фонтанами, статуями великих буддийских учителей прошлого и молельными барабанами («кюрде»).
-О чём этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?
-Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал тему?
Творческая работа
Составьте текст по данному началу
Моя малая родина – Калмыкия …
Рефлексия учебной деятельности.
-Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Дайте оценку нашей работе: поднимите одну из предложенных на вашем столе карточек
Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.