Слайд 1Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Слайд 2Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли во многолюдный храм,
Сижу ль
меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Инверсия, анафора синтаксическая
Слайд 3И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Парцелляция
Богатый
и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
Антитеза
Слайд 4Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко
фатой узорной плывут два облачка на юг!
Инверсия, синтаксический параллелизм
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Градация
Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Метафора
Слайд 5Юрий Бондарев "Горячий снег"
Оксюморон
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою
машет белоснежной.
Риторическое обращение, эпитет, олицетворение
Слайд 6Осложненное списывание: спишите предложения, определите их вид (ССП,СПП,БСП). Расставьте знаки, вставьте
пропущенные буквы.
Год за годом все меньше и меньше остает..ся возле с..лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече..ые сучья.
Каждое лето под высоким к..рнизом дома в котором проходило мое де..ство бел..грудые ласточ..ки л..пили свои гнезда.
Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв..тущих одуван..чиков.
Слайд 7Год за годом все меньше и меньше остается возле селений густых
черемуховых кустов, а на их месте торчат нелепые искалеченные сучья.
(ССП)
Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда.
(СПП)
Мы жили в деревне; под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.
(БСП)
Слайд 8Вывод:
ССП – состоит из двух и более равноправных частей, связанных интонационно
и с помощью сочинительных союзов, которые располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них.
СПП – состоит из главного и придаточного предложений.
БСП – это предложение, части которого связаны с помощью интонации и смысла.
Слайд 9Знаки препинания в ССП
Запятая ставится между ПП, связанными сочинительными союзами:
- Соединительными
(и, да, ни-ни, тоже, также);
- Противительными (а, но, да, зато, однако, же);
Разделительными (или, либо, то-то,
не то - не то)
Слайд 10Постановка знаков препинания в ССП.
Еще накануне ничто не предвещало беды
и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.
Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.
Слайд 111 ряд- через полчаса, поздно вечером;
2 ряд- к полудню, с раннего
утра;
3 ряд- весь день, после грозы
Примеры:
Весь день на улице все блестело и дышалось легко.
Поздно вечером подморозило и звезды усеяли небо.
После грозы воздух чист и дышится легко.
С раннего утра кукушка за рекою кукует и в березняке пахнет грибами.
Внизу, на первом этаже, заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.
Слайд 12ССП с общей придаточной частью: ( ), [ ] и [
].
О чем говорит вам эта схема?
Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.
Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.
Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.
Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.
Слайд 13Запятая не ставится в ССП
перед и, да (=и), либо:
Если части
ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово:
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
Слайд 14Знаки препинания в ССП, части которого безличными, назывными и вопросительными предложениями.
Прогулка в зимнем лесу и катание на санках.
(Между двумя назывными предложениями)
Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.
(Между двумя вопросительными предложениями)
Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
(Между безличными предложениями, имеющими в составе сказуемых СИНОНИМЫ).
Слайд 15Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.
1.Словом, время уже истекло
и пора было уходить.
Вводное слово.
2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Безличные предложения.
3.Где будет собрание и кто его председатель?
Вопросительные предложения.
4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо!
Восклицательные предложения.
Слайд 16СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], (
) и ( ). Общая главная часть и два однородных придаточных.
Задание №1.
Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.
Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.
Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.
Вывод:
Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом. (Общая главная часть и два однородных придаточных)
Слайд 17Расставьте знаки препинания:
На поле где цвела рожь и кричали перепела теперь
бродили спутанные лошади.
Слышно было как дышит корова и ходит по стойлу теленок.
На поле, (где цвела рожь) и (кричали перепела), теперь бродили спутанные лошади.
Слышно было, (как дышит корова) и (ходит по стойлу теленок).