Слайд 1Двадцать третье октября.
Классная работа.
Слайд 2Повторение пройденного материала
– Что определяет выбор гласной в корнях -лаг-
– -лож- и -раст- ращ -рос-?
– Какие еще корни с чередованием вам известны?
– Найдите в предложении речевую ошибку.
Германия распол..гала на скорую и легкую победу.
– Выпишите слово распол..гала. Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.
– Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.
Слайд 3Работа с текстом
Май — пора погожих солнечных дней4. Тепло и
свет пробуждают р..стительность, деревья дружно покрываются л..ствой. Отр..стают, густеют травы. Легкий в..терок к..сается нежной пор..сли.
В начале мая зацв..тают тополь, клен, береза, за ними — ива. Прил..тают глашатаи тепла — ласточки. Любители соловьиного пения насл..ждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выб..рает себе ивняковые зар..сли, а в садах — боярышник или крыж..вник: там безопаснее и корма больше.
Выпишите в два столбика:
слова с чередующимися гласными в корне
слова с проверяемой безударной гласной в корне
какое слово не выписали? Почему?
Слайд 7Работа по теме урока
1) Самостоятельная работа с учебником: стр. 104—105
§ 36.
Вывод: от чего зависит правописание гласной в корне -кос- — -кас-?
2) Словарный диктант.
К..снуться воды, к..саюсь стены, к..снулся вопроса, прик..сновение к проводам, соприк..саться с огнем, прик..саться к ране.
Слайд 8Омонимичные корни
Коса (девичья), кость, коснуться, касаться.
Выделите корни, выясните, являются ли
данные слова однокоренными.
Слайд 9Объяснительный диктант
Первые лучи со..нца к..снулись в..рхушек д..ревьев.
В б..сед.. к..сались различ..ных
тем.
Он ост..рожно прик..снулся к б..льной руке.
Прик..сновение в..ды было пр..хладным.
Удар приш..лся по к..сательной.
Слайд 13Диктант
К..снут..ся в..ды, нежное прик..сновение, это к..са..т..ся каждого, на улиц.. к..сой
до..дь, у Маш.. кр..сивая к..са, к..сить тр..ву, игра в одно к..сание, Марья кр..са — длинная к..са, ветка к..снулась лица.
Слайд 14Работа по теме урока
1) Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 186.
2)
Выборочный диктант.
Задание: выпишите слова в два столбика: 1 — в корне пишется а; 2 — в корне пишется о.
К..саться; выр..сти; подр..стут; прик..снуться; р..стения; предпол..жить; сл..гать; к..саюсь; предпол..гать; к..снись; предл..гать; разр..слись; распол..гаться; прик..сновение; к..сательная; возр..ст; прор..сти; р..сток; возр..сти; отл..жить; отр..сль; сл..гаемые; обр..стать; водор..сли; р..стущий; предпол..жение.
Слайд 15Тест
В каком ряду во всех словах пишется одна и та
же буква?
1. Дол..женный, обл..жение, подл..жить.
2. Взр..стить, возр..стной, выр..щенный, зар..сли, отр..слевой.
3. Прик..саться, прик..сновение, к..сательная, к..снувшись, неук..снительно.
4. Перел..мить, укр..тить, хв..литься, пок..заться, сл..стена, позв..нить, хл..потливый.
5. П..лисадник, м..золь, г..рмония, ск..фандр, акк..мпаниатор, к..ртина.