Презентация, доклад к уроку русского языка в разновозрастных группах 6, 8 классов в условиях сельской малокомплектной школы по теме Безличные глаголы. Безличные предложения

Содержание

Цель урока: создать условия для формирования представления о безличных глаголах в 6 классе и безличных предложениях в 8 классеФормируемые УУДЛичностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту

Слайд 1Составил учитель русского языка Глухарева Светлана Александровна,
учитель МБОУ Кишлеевская ООШ
Собинского

района

Урок русского языка в разновозрастных группах

Составил учитель русского языка Глухарева Светлана Александровна, учитель МБОУ Кишлеевская ООШСобинского районаУрок русского языка в разновозрастных группах

Слайд 2Цель урока: создать условия для формирования представления о безличных глаголах в

6 классе и безличных предложениях в 8 классе
Формируемые УУД
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные: формирование разнообразных форм рефлексии
Познавательные: освоение знаний по теме «Безличные глаголы», «Безличные предложения», формирование умения различать, классифицировать, формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах

Тема урока: 6 класс - «Безличные глаголы», 8 класс - «Безличные предложения»

Цель урока: создать условия для формирования представления о безличных глаголах в 6 классе и безличных предложениях в

Слайд 3Предполагается (3 л.) заплыв, надо приготовиться, тростник колышется, пробивается (3 л)

сквозь мглу, можешь (2 л) обжечься, не хочется мириться с поражением, сад обнажается (3 л), исправьте (2л)
ошибку.

Запишите словосочетания, объясните имеющиеся у глаголов орфограммы. Определите, где можно, лицо глаголов.

Предполагается (3 л.) заплыв, надо приготовиться, тростник колышется, пробивается (3 л) сквозь мглу, можешь (2 л) обжечься,

Слайд 4Работа в смешанных группах
Прочитайте текст, определите тему текста, обозначьте грамматическую основу

предложений. Определите время, число, род (если можно), лицо (если можно) глаголов –сказуемых.

1. Рассветает. 2.Мне не спится. 3. Выхожу из комнаты, иду к озеру. 4.Как чудесно всё вокруг! 5.Хочется радоваться яркому солнцу и синему небу. 6. Чувствуется прилив бодрости и сил. 7.Возвращаюсь домой и сажусь за книги. 8.Так хорошо работается после прогулки.

Работа в смешанных группахПрочитайте текст, определите тему текста, обозначьте грамматическую основу предложений. Определите время, число, род (если

Слайд 5Сколько главных членов в грамматической основе первого предложения?…
8 класс
- Как

называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена? Какие еще односоставные предложения вы нашли в тексте?
Какими частями речи выражено сказуемое? (глаголами, категорией состояния)
Определите тип сказуемого.
6 и 8 классы
Можно ли добавить в данные предложения главное действующее лицо – подлежащее?
6 класс
Предположите, как могут называться глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица?
Предложения с такими глаголами?
Что обозначают глаголы в данных предложениях?
- Как вы считаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

Сколько главных членов в грамматической основе первого предложения?…8 класс - Как называются предложения, в которых грамматическая основа

Слайд 6Изучаем новый материал: работа с учебником
6 класс.
Используя материалы учебника § 87,

ответьте на вопрос: как изменяются безличные глаголы?
В какой форме они употребляются в настоящем и будущем времени?
В каком роде они употребляются, если стоят в прошедшем времени?
Составьте кластер «Безличные глаголы»

8 класс.
Изучите § 23, составьте кластер «Безличные предложения»


- Какую ассоциацию вызывают у вас безличные глаголы и безличные предложения?

Изучаем новый материал:  работа с учебником6 класс.Используя материалы учебника § 87, ответьте на вопрос: как изменяются

Слайд 7Первичное закрепление материала
Запишите под диктовку предложения, подчеркните грамматическую основу каждого предложения;

определите, что оно обозначает: душевное (физическое) состояние человека, его настроение, состояние природы и окружающей среды; отрицание чего-либо, возможность или невозможность чего-либо.

1.На небе ни клочка зари. (Фет).
2.Вот сыростью холодною с востока понесло (Лермонтов)
3.С любимою мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет)
4.Тихая, тёплая и звездная ночь. Пахнет сухим сеном. (Пришвин)
5. В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. (Грибоедов)

Первичное закрепление материалаЗапишите под диктовку предложения, подчеркните грамматическую основу каждого предложения; определите, что оно обозначает: душевное (физическое)

Слайд 8
1. Нам было грустно, весело, радостно….
2. В городе было шумно,

безлюдно…
3. Сегодня облачно, вьюжно…
4. В комнате тесно, чисто….
5. Вредно курить, волноваться….
6. Можно научиться, попробовать….
7. Нужно стараться, помогать…

Продолжите каждый ряд, используя как можно больше слов, которые уместны в безличном предложении.

1. Нам было грустно, весело, радостно…. 2. В городе было шумно, безлюдно…3. Сегодня облачно, вьюжно…4. В комнате

Слайд 9Самостоятельная работа
6 класс Уровень А
Шестиклассники

получили задание придумать предложение с безличным глаголом. Кто из них справился с заданием? Спишите эти предложения, вставляя пропущенные орфограммы.

1)В булоч(?)ной пр…ятно пахн…т хлебом. (Алёша).
2)Мне пр…снился странный сон (Боря)
3) Мне не с…делось дома. (Гриша) 4)Зимой темне…т рано. (Ваня)
5)Его лицо внезапно побл…днело. (Дима)
6)Этот напиток пахн…т ананасом. (Женя)
7)Нам очень весело ж…лось на даче (Зоя)
8)Сереже пок…залось, что в комнате кто-то есть.(Ира)

6 класс Уровень Б
Запишите предложения, объясните графически знаки препинания в сложных предложениях (составьте схемы), укажите безличные глаголы.

1 Мне снилось что я иду в темноте.
2. Ему долго не спалось и он вышел в сад.
3. Темнеет и к ночи поднимается вьюга.
4. Грибы сошли но крепко пахнет в овраге сыростью грибной. 5. Рассветало и с полей уже тянуло теплом.
6. Темнело и с юга надвигалась туча.
7. Свежеет и блеск вечера меркнет. (по И.Бунину)

Самостоятельная работа    6 класс   Уровень АШестиклассники получили задание придумать предложение с безличным

Слайд 108 класс.
Уровень А – подчеркните грамматическую основу в двусоставных и односоставных

предложениях. Укажите в односоставных предложениях формы глаголов – сказуемых

1. В горнице моей светло. Это от ночной звезды.
2. Пахнет ёлками и снегом, бодро дышит грудь, и лошадка лёгким бегом продолжает путь.
3. Сразу тьма спустилась! Страшно стало. Хмурый лес качался, и дорогу снегом заметало!
4. После всё утихло. Рассвело.
5. В полях сверкало. Близилась гроза. (Н.Рубцов)

Уровень Б –укажите тип каждого простого предложения, входящего в состав сложного, тип сказуемого, чем оно выражено

1. Утро ясное морозное и дома не сидится.
2. Мне не спалось и я вышел в сад.
3. В лесу голо и сумрачно и в полях безлюдно и неуютно.
4. Уже светало и небо на востоке меняло свою окраску.
5. Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса и их почти не было видно. (К.Паустовский )
6. Стало совсем темно и деревенская улица быстро опустела.

8 класс. Уровень А – подчеркните грамматическую основу в двусоставных и односоставных предложениях. Укажите в односоставных предложениях

Слайд 11Проверь себя. 6 класс
Предложения с безличными глаголами

1)В булочной приятно пахнет хлебом.

(Алёша).
3) Мне не сиделось дома. (Гриша) 4)Зимой темнеет рано. (Ваня)
6)Этот напиток пахнет ананасом. (Женя)
7)Нам очень весело жилось на даче (Зоя)
8)Сереже показалось, что в комнате кто-то есть.(Ира)

1. Мне снилось (безл. гл), что я иду в темноте.
[ ₌ ], (что - =)
2. Ему долго не спалось 9безл. гл), и он вышел в сад.[ = ], и [ - =].
3. Темнеет, и к ночи поднимается вьюга.
[ = ], и [ = - ],
4. Грибы сошли, но крепко пахнет в овраге сыростью грибной.
[ - =], но[ =].
5. Рассветало, и с полей уже тянуло теплом. [ = ], и [ = ],
 
6. Темнело, и с юга надвигалась туча.
[ = ], и [ = - ],
7. Свежеет, и блеск вечера меркнет. (по И.Бунину)
[ = ], и [ - =].

Проверь себя. 6 классПредложения с безличными глаголами1)В булочной приятно пахнет хлебом. (Алёша).3) Мне не сиделось дома. (Гриша)

Слайд 12Проверь себя. 8 класс
Уровень А
1. В горнице моей светло. Это от

ночной звезды.
2. Пахнет (наст. вр.,3 л., ед. ч) ёлками и снегом, бодро дышит грудь, и лошадка лёгким бегом продолжает путь.
3. Сразу тьма спустилась! Страшно стало. Хмурый лес качался, и дорогу снегом заметало (прош. вр.. ед.ч.. ср.р.)!
4. После всё утихло. Рассвело. (прош. вр.. ед.ч.. ср.р.)!
5. В полях сверкало. (прош. вр.. ед.ч.. ср.р.)! Близилась гроза.
(Н.Рубцов)

Уровень Б
1. Утро ясное, морозное (сост. им., им. прил)), и дома не сидится (пр.глаг, безл. глаг) ). [ - =], и [ = ].
2. Мне не спалось (пр.глаг, безл. глаг), и я вышел в сад.
[ =], и [- = ].
3. В лесу голо и сумрачно (сост. им., кат. сост),, и в полях безлюдно и неуютно. (сост. им., кат. сост)
[ = и =], и [= и = ].
4. Уже светало (пр. глаг, безл.глаг), и небо на востоке меняло свою окраску.[ =], и [ - =]
5. Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса, и их почти не было видно.(сост.им. ,кат. сост) (К.Паустовский ) [ - =], и [ = ].
6. Стало совсем темно (сост. им., кат. сост, и деревенская улица быстро опустела. [ =], и [ - = ].

Проверь себя. 8 классУровень А1. В горнице моей светло. Это от ночной звезды. 2. Пахнет (наст. вр.,3

Слайд 13Рассмотрите репродукцию картины Н.Крымова «Зимний вечер», подберите соответствующие содержанию картины 6-7

безличных предложений, передающих состояние природы.

Рассмотрите репродукцию картины Н.Крымова «Зимний вечер», подберите соответствующие содержанию картины 6-7 безличных предложений, передающих состояние природы.

Слайд 14- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Вспомните

цели нашего урока. Достигли мы их?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?

- Исследование какой темы вели на уроке?- Какие понятия разобрали?- Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их?

Слайд 15Соотнесите примеры предложений и значение

Соотнесите примеры предложений и значение

Слайд 166 класс: § 87, устное сообщение о безличных глаголах, упр. 511

или 517
8 класс § 23, устное сообщение о безличных предложениях, упр. 223 или д.м.. стр. 36, часть Б

Домашнее задание:

6 класс: § 87, устное сообщение о безличных глаголах, упр. 511 или 517 8 класс § 23,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть