Слайд 1Подготовка к ЕГЭ.
Тема урока:
«Синтаксические нормы»
Подготовил: учитель русского языка и
литературы
МБОУ Киевской СОШ
Козина О.В.
2017 год
Слайд 2Прочитайте предложения, укажите, какая норма языка нарушена.
Сократ, знаменитый древнегреческий философ, уверял,
что «я знаю, что ничего не знаю».
М.Ю.Лермонтов был не только прекрасным поэтом, так и талантливым художником.
В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви.
В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы.
Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.
Читая об убийстве старухи –процентщицы, волосы стояли дыбом.
Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе.
Слайд 3Тема: «Синтаксические нормы». Грамматические ошибки (задание 7)
Виды нарушений синтаксической нормы.
А)Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым.
Б)Ошибка в построении СП.
В)нарушение в построении предложения с однородными членами.
Г)Нарушение в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом.
Д)Нарушении в построении предложения с несогласованным приложением.
Слайд 6 Ошибки в употреблении предлогов
Слайд 7нарушение связи между подлежащим и сказуемым
o Ищем в заданиях с буквой конструкцию
«все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
o Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
Слайд 8нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
o В задании с буквой должны
быть кавычки
o Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
o Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
o Объяснение:
§ Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
§ Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
Слайд 11нарушение однородности понятий
o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы
слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
8. нарушение однородности синтаксических элементов
o Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
o Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
Слайд 13неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
o Задание начинается с деепричастного оборота
o Например: Получив начальное домашнее
образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
o Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
o Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
o Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
Слайд 14нарушение в построении предложения с причастным оборотом
o Ищем в заданиях причастный оборот
o Причастие
отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
o Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
o Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
o Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
Слайд 16неправильное построение предложения с косвенной речью
o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь.
Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
o Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
Слайд 18Потренируемся.
Найдите ошибку в предложении, объясните написание.
Те, кто хотел отправиться на
отдых, приобрёл путёвку заранее.
Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрели путёвку заранее.
С 1 июля началась выдача паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.
С 1 июля началась выдача паспортов, (каких?) содержащих закодированные сведения об их владельцах.
Слайд 19Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
Начальник полиции заверил гражданина о том,
что по его заявлению будет проведена проверка.
Начальник полиции заверил гражданина в том, что по его заявлению будет проведена проверка.
В советском сериале Лиозновой «Семнадцати мгновениях весны» заняты талантливые актёры кино и театра.
В советским сериале Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (И.п.) заняты талантливые актёры театра и кино.
Слайд 20Найдите ошибки в предложениях, исправьте их.
Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось
погасить в считанные минуты.
Благодаря (Д.п) умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты.
Мальчик вернулся и сказал то, что ждал от меня, но не дождался.
Мальчик вернулся и сказал, (лишний предлог) что ждал меня, но не дождался.
Слайд 21Найдите ошибки в предложениях.
Соль, просыпанная на стол и которая лежала на
полке, была куплена три года назад.
Соль, (какая?) просыпанная на стол и (какая?) лежащая на полке, была куплена три года назад. (причастные обороты)
Соль, которую (что сделали? глагол) просыпали на стол и которая (что делала? глагол) лежала на полке, была куплена три года назад. (Два определительных придаточных)
[ - , ( = ) и ( - = ) , = ] .
Слайд 22Найдите ошибки, исправьте их.
Вопреки предсказания синоптиков циклон прошел севернее Курганской области.
Вопреки
(кому? чему? Д.п.) предсказанию синоптиков циклон прошёл севернее Курганской области.
Потерпевший пояснил о том, что не сможет описать своего обидчика.
Потерпевший пояснил (предлог лишний) то, что не сможет описать своего обидчика.
Слайд 23Найдите ошибки, исправьте их.
Традиционно люди на Руси знали и интересовались историей
своей семьи, но сами росписи дворянских родов появились только в 16 веке.
Традиционно люди на Руси знали историю своей семьи и интересовались ею, но сами росписи дворянских родов появились только в 16 веке.
Набоков писал о «Шинели», что «подайте мне читателя с творческим воображением – это повесть для него».
Набоков писал о «Шинели» : «Подайте мне читателя с творческим воображением – эта повесть для него». (прямая речь)
Слайд 24
Найдите верное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
1)началось распределение ролей.
2)оказалось, что там слишком много ролей.
3)была назначена первая репетиция.
4)мы медленно начали репетировать.
4
Услышав длинный гудок,
1)только после этого можно набрать номер.
2)наберите номер абонента.
3)набирается номер абонента.
4)значит, линия свободна.
2
Слайд 25Найдите ошибки и справьте их.
Наука не только инструмент познания мира, а
также и мощнейшее средство подъёма экономической эффективности массовых технологий.
Наука не только инструмент познания мира, но и мощнейшее средство подъёма экономической эффективности массовых технологий.
Открывая забытые или вовсе неизвестные страницы отечественной истории, исключительно важная работа выполняется специалистами малых музеев.
Открывая забытые или вовсе неизвестные страницы отечественной истории, (деепричастный оборот) специалисты малых музеев выполняют исключительно важную работу.
(Открывают и выполняют специалисты)
Слайд 26Найдите ошибки, исправьте их.
Л.Леонов собирался стать художником и часто говорил, что
«я был предрасположен к изобразительному искусству».
Л.Леонов собирался стать художником и часто говорил, что он был предрасположен к изобразительному искусству. (нет кавычек, я - он)
Демонстрируя произвольную программу, в полной мере проявляется артистизм гимнаста.
Демонстрируя произвольную программу, гимнаст (И. п.) в полной мере проявляет артистизм.
Демонстрирует и проявляет гимнаст)
Слайд 27Найдите ошибки, исправьте их.
Максимилиану Волошину принадлежит ряд статей, опубликованные в газетах
под общей рубрикой «Лики творчества».
Максимилиану Волошину принадлежит ряд статей, (каких?) опубликованных под общей рубрикой «Лики творчества».
Новый спортивный комплекс можно как посещать в будние, так и в выходные дни.
Новый спортивный комплекс можно посещать как в будние, так и в выходные дни.
Слайд 28Найдите ошибки, исправьте их.
Согласно положения статьи 25 Федерального закона «О защите
прав потребителей», покупатель вправе обменять или вернуть непродовольственный товар ненадлежащего качества.
Согласно (кому? чему? Д.п.) положению статьи 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе обменять или вернуть непродовольственный товар ненадлежащего качества.
Те, кому посчастливилось видеть Пушкина в жизни, считает, что его портрет кисти Ореста Кипренского получился очень удачным.
Те, кому посчастливилось видеть Пушкина в жизни, считают, что его портрет кисти Ореста Кипренского получился очень удачным.
Слайд 29Найдите ошибки, исправьте их.
Умение чувствовать и видеть по –доброму окружающих людей
– показатель не только этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Умение по – доброму чувствовать окружающих людей и видеть их – показатель не только этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
И.С.Тургенев писал , что «берегите наш язык, на прекрасный русский язык».
И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».
А: «П».
Внезапно наперерез помчавшихся лошадей вылетел незнакомый никому молодой всадник на гнедом коне.
Внезапно наперерез помчавшимся(каким?) лошадям вылетел никому незнакомый всадник на гнедом коне.