Презентация, доклад к уроку русского языка в 5 классе на тему Прямое и переносное значение слов

Содержание

I. Разминка. Задание 1. Определим, сколько значений у слова: стон (1), бакен (1), бежать (3), кабинет (3), лазурный (1), гнездо (2). Приведите из домашней работы однозначные слова; многозначные с их толкованиями.

Слайд 1Слово в прямом и переносном значении.
Презентация
к уроку русского языка
в 5

классе.
МАОУ «СОШ №18», Яковлева Е.И.
Слово в прямом и переносном значении.Презентация к уроку русского языкав 5 классе.МАОУ «СОШ №18», Яковлева Е.И.

Слайд 3I. Разминка.
Задание 1.
Определим, сколько значений у

слова: стон (1), бакен (1), бежать (3), кабинет (3), лазурный (1), гнездо (2). Приведите из домашней работы однозначные слова; многозначные с их толкованиями.
I. Разминка.  Задание 1.   Определим, сколько значений у слова: стон (1), бакен (1), бежать

Слайд 4I. Разминка.
Задание 2.
Работая с толковым словарем, вы обнаружили, что у

некоторых слов есть пометка: «переносное значение». Например, у слов ударник, увядать.

Ударник. 1. Часть затвора стрелкового орудия. 2. Музыкант на ударном инструменте.
Увядать. 1. Лишиться свежести. 2. (перен.) О человеке, теряющем жизненные силы, бодрость, энергию.

Сочетания роза увяла и больная увяла, по существу, имеют одно значение.

I. Разминка.Задание 2. Работая с толковым словарем, вы обнаружили, что у некоторых слов есть пометка: «переносное значение».

Слайд 5I. Разминка.
Задание 3.
Вернемся к нашим примерам и попробуем растолковать многозначные слова.


I. Разминка.Задание 3.Вернемся к нашим примерам и попробуем растолковать многозначные слова.

Слайд 6Физкультминутка
Чтоб глаза наши зорче были,
Чтоб в очках нам не ходить,
Эти

лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро.
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!



ФизкультминуткаЧтоб глаза наши зорче были,Чтоб в очках нам не ходить, Эти лёгкие движеньяПредлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под

Слайд 7II.Теория.
Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
Переносные значения могут

быть основаны на сходстве
формы,
цвета,
действий,
пространственной и временной близости.
II.Теория.Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносные значения могут быть основаны на сходстве формы, цвета,

Слайд 8Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Какие слова в тексте даны в переносном

значении?

Ошибки детей.
Пят…летний Серёжа заявил, что он не пойдет в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не)пош…л на улицу, боясь, что его мороз ударит. Петя сказал маме, что он не повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

Прочитайте текст.  Объясните пропущенные орфограммы. Какие слова в тексте даны в переносном значении?Ошибки детей.Пят…летний Серёжа заявил,

Слайд 9Проверим!

Проверим!

Слайд 10Грамматическая задача
Растолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство?

Золотой

браслет
Золотые руки
Золотое сердце
Золотой колос
Грамматическая задачаРастолкуйте значение словосочетаний. Найдите примеры переносного значения. В чем сходство?Золотой браслетЗолотые рукиЗолотое сердцеЗолотой колос

Слайд 11Золотой браслет (из драгоценного металла жёлтого цвета)
Золотые руки (умелые)
Золотое сердце (мягкое,

доброе)
Золотой колос (цвета золота)
(Сходство: драгоценные качества и цвет)
Золотой браслет (из драгоценного металла жёлтого цвета)Золотые руки (умелые)Золотое сердце (мягкое, доброе)Золотой колос (цвета золота)(Сходство: драгоценные качества

Слайд 12Грамматическая задача

Что общего в значении выражений

нечаянно прикусил язык
и
вовремя

прикусил язык?
Грамматическая задачаЧто общего в значении выражений нечаянно прикусил язык и вовремя прикусил язык?

Слайд 13нечаянно прикусил язык
и
вовремя прикусил язык (замолчал)

(Сходство действий)

нечаянно прикусил язык и вовремя прикусил язык (замолчал)(Сходство действий)

Слайд 14Грамматическая задача
Придумайте предложения для слова болтать, чтобы в одном случае был

прямой смысл, а другом – переносный.
Грамматическая задачаПридумайте предложения для слова болтать, чтобы в одном случае был прямой смысл, а другом – переносный.

Слайд 15Болтать ногами

Болтать языком

Болтать ногамиБолтать языком

Слайд 16Грамматическая задача
Составьте устно словосочетания по схеме так, чтобы слово выступало то

в прямом, то в переносном значении.


Грамматическая задачаСоставьте устно словосочетания по схеме так, чтобы слово выступало то в прямом, то в переносном значении.

Слайд 17Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появились в процессе

работы? Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку нашему уроку!


РефлексияЧто нового узнали на уроке?Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?Понравилось ли

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть