Презентация, доклад к уроку русского языка в 7 классе на тему: Морфологический разбор деепричастия

Содержание

ДеепричастиеI.Общее значениеII. Морфологические признакиIII. Синтаксическая роль

Слайд 1Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,

так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Тема урока
«Морфологический разбор деепричастия»

Нет слова, которое было бы так замашисто,     бойко, так вырывалось бы из-под самого

Слайд 2

Деепричастие

I.Общее значение
II. Морфологические признаки
III. Синтаксическая роль


Слайд 3Повторение изученного по теме «Деепричастие»
Мама – наречие,
Папа – сам глагол,


Их сыночек родненький
В них двоих пошел.
Их двоих вопросики
Сынок всем раздает.
Добавочное действие
Глаголу он дает.
Этому ребенку
С рожденья не повезло:
Как мама, не имеет он
Род, падеж, число.
Вид имеет он,
Как родной отец.
Имя отгадаешь –
Будешь молодец!

Повторение изученного по теме «Деепричастие» Мама – наречие,Папа – сам глагол, Их сыночек родненький В них двоих

Слайд 4 Деепричастие – гибридная часть речи.

деепричастие


глагол
наречие
Деепричастие совмещает в себе

признаки
наречия со свойствами глагола.

Деепричастие – гибридная часть речи.деепричастие глагол наречие Деепричастие совмещает в себе

Слайд 5Работа с текстом
«Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись».
Андрий едва

двигался в тёмном и узком земляном коридоре, следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.
Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на всё и, тихо, понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»
Он глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь.




Работа с текстом«Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись».Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном

Слайд 6


несовершенный:
следуя
таща
проходя
обтирая





Выборочный диктант
совершенный:
сняв
понурив
потерявшись

что делая?
что сделав?

несовершенный:следуятащапроходяобтирая Выборочный диктантсовершенный:снявпонуривпотерявшись что делая? что сделав?

Слайд 7Игра «Третье лишнее»
Везде, поле, плохо
Потеряв, потерявший, теряя

Игра «Третье лишнее»Везде, поле, плохоПотеряв, потерявший, теряя

Слайд 8Работа с текстом
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в

литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами.
Работа с текстомА из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали

Слайд 9«Знаки препинания – это как нотные знаки»

(К.Г.Паустовский)

Синтаксическая загадка
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание:
«Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
Сыновья призадумались:
золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, оставить и себе долю золота.

Попробуйте и вы найти это решение.

«Знаки препинания – это как нотные знаки»

Слайд 10Восстановительный диктант

(Не)... семени хлеба (не)добудешь.
(Не)… до земли грибка (не)подымешь.
(Не)… в воду

плавать (не)научишься.



Слова для справки:
заходя, посеяв, наклонившись
Восстановительный диктант(Не)... семени хлеба (не)добудешь.(Не)… до земли грибка (не)подымешь.(Не)… в воду плавать (не)научишься.Слова для справки:заходя, посеяв, наклонившись

Слайд 11Самопроверка
Не посеяв семени, хлеба не добудешь.
Не наклонившись до земли,

грибка не подымешь.
Не заходя в воду, плавать не научишься.




Не с глаголом и деепричастием пишется раздельно.
Самопроверка Не посеяв семени, хлеба не добудешь.Не наклонившись до земли,  грибка не подымешь.Не заходя в воду,

Слайд 12


слитно:
не употребляется без не,

нет противопоставления
с союзом а,

нет зависимого слова







Не с причастиями

раздельно:
если краткая форма,

есть противопоставление
с союзом а

или есть зависимое слово

слитно:не употребляется без не,нет противопоставления с союзом а, нет зависимого слова Не с причастиямираздельно:если краткая форма,есть противопоставление

Слайд 13 1. Маленькая собачка свернувшись лежит не лает не кусает а в

дом не пускает. 2. Упираясь в берега лежит радуга - дуга. 3. Задрав носок бегут в лесок.


Загадки

1. Маленькая собачка свернувшись лежит  не лает не кусает а в дом не пускает.

Слайд 14Работа с текстом
Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился... Он

глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко: «Дай же, Боже, чтобы … ни один из нас не промолвил ни одного слова!»
После этого он приблизился к эшафоту…
Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…
Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»
 

Работа с текстомОни приблизились уже к лобному месту. Остап остановился... Он глянул на своих, поднял руку вверх

Слайд 15 Этимологическая пятиминутка исполин

старославянского происхождения
от имени древнего племени сполов, представители которых

отличались очень высоким ростом
Этимологическая пятиминутка исполин    старославянского происхожденияот имени древнего племени сполов, представители которых отличались

Слайд 16Аукцион фразеологических оборотов
«И ушел волк не солоно хлебавши…»  
 





Уйти (остаться) ни

с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши

Аукцион фразеологических оборотов«И ушел волк не солоно хлебавши…»   Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого -

Слайд 17Аукцион фразеологических оборотов







Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

Аукцион фразеологических оборотовБежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

Слайд 18Аукцион фразеологических оборотов







Работать хорошо - Засучив рукава.
Работать плохо - Спустя рукава.



Аукцион фразеологических оборотовРаботать хорошо - Засучив рукава.Работать плохо - Спустя рукава.

Слайд 19Конструирование слова

- от слова премудрый взять – приставку,
- от слова описать

– приставку,
- от слова долина – корень,
- от слова лететь – суффикс,
- от слова отдавать – суффикс,
- от слова таять – суффикс.





Конструирование слова- от слова премудрый взять – приставку,- от слова описать – приставку,- от слова долина –

Слайд 20
страх

судьбу
препятствия
лень
боль
трудности
преодолевая

страхсудьбупрепятствияленьбольтрудностипреодолевая

Слайд 21Работа с текстом
Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная

чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы все. Рыдая, глядела она им в очи, которые всемогущий сон начинал уже смыкать…

Работа с текстомОна с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее

Слайд 22


чайка



символ любви, жизни





антитеза
хищная подорожная птица

символ смерти, крови

мать
война

чайкасимвол любви, жизни антитезахищная подорожная птицасимвол смерти, крови матьвойна

Слайд 23



испытание
человеческого духа





Война


горе, страдание

испытаниечеловеческого духа Война горе, страдание

Слайд 24Сделайте вывод


« Чем богаче язык выражениями и оборотами,
тем  лучше для

искусного писателя».
(А. С. Пушкин)



Сделайте вывод« Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем  лучше для искусного писателя». (А. С. Пушкин)

Слайд 25Молодцы! Спасибо за работу! Любите русский язык!

Молодцы! Спасибо за работу!  Любите русский язык!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть