Презентация, доклад к уроку русского языка в 9 классе Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

Содержание

О сколько нам открытий чудных  Готовят просвещенья дух  И опыт, сын ошибок трудных,  И гений, парадоксов друг,  И случай, бог изобретатель...А.С. Пушкин

Слайд 1
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Учитель русского языка и

литературы высшей категории ГУО «Гимназия №33 г. Минска»
Матвиенко Ольга Сергеевна
Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииУчитель русского языка и литературы высшей категории ГУО «Гимназия №33

Слайд 2О сколько нам открытий чудных  Готовят просвещенья дух  И опыт, сын ошибок трудных,  И

гений, парадоксов друг,  И случай, бог изобретатель...
А.С. Пушкин
О сколько нам открытий чудных  Готовят просвещенья дух  И опыт, сын ошибок трудных,  И гений, парадоксов друг, 

Слайд 3 Бессоюзные сложные предложения удивительны. Они отличаются лаконичностью, эмоци-ональностью, бессоюзные

сложные предложения помогают писателям и публицистам ярче, экспрессивнее выразить мысль. Бессоюзные сложные предложения требуют правил «хорошего пунктуационного поведения», и это связано с определением смысловых отношений между их частями, с интонационным разнообразием. Самостоятельно составлять бессоюзные сложные предложения трудно, так как незнание правила постановки знаков препинания может привести к искажению смысла.

Задание группам: Прочитайте предложения. Найдите в них ключевые слова по теме урока и определите содержание нашей работы.

Бессоюзные сложные предложения удивительны. Они отличаются лаконичностью, эмоци-ональностью, бессоюзные сложные предложения помогают писателям и публицистам

Слайд 4Цель урока: овладеть навыками постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении .
Задачи

урока:

формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (причина, пояснение, дополнение);

развивать умение классифицировать бессоюзные сложные предложения с учётом смысловых отношений между частями, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений;

воспитывать любовь и бережное отношение к русскому слову через поэзию А. С. Пушкина.

Выучить правило постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении;

Цель урока: овладеть навыками постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении .Задачи урока: формировать умение определять смысловые отношения

Слайд 5Вопрос 5 - В каких случаях в БСП ставится запятая, а

в каких – точка с запятой? - Примеры из домашнего упражнения?

Блиц-опрос:

Вопрос 1 - Какие предложения называются сложными?

Вопрос 2 - Какие две группы сложных предло-жений вы знаете?

Вопрос 3 - Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?

Вопрос 4 - Какие предложения называются бессоюзными?

?

?

?

Вопрос 5 - В каких случаях в БСП ставится запятая, а в каких – точка с запятой?

Слайд 62. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна ,

На печальные поляны
Льёт печально свет она.

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный ,
К нему не зарастёт народная тропа ,
Вознёсся он главою непокорной
Александрийского столпа.

Задание №1. Прочитайте выписанные из произведений А.С. Пушкина бессоюзные сложные предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями БСП, поставьте знаки препинания, аргументируйте свой ответ.

[ ],[ ],[ ].

(= и) (= и)

(отношения следования)

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастёт народная тропа
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

«Памятник», 1836г.

2. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

[ ], [ ].

(= и)

(отношения одновременности)

«Зимняя дорога», 1826г.

2. Сквозь волнистые туманы   Пробирается луна ,   На печальные поляны   Льёт

Слайд 7Задание №4 Сопоставьте предложения:

Задание №4 Сопоставьте предложения:

Слайд 93. Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное

виденье, как гений чистой красоты.
(«Я помню чудное мгновенье…»)

2. Печальны были наши встречи: его улыбка, чудный взгляд, его язвительные речи вливали в душу хладный яд. («Демон»)

Я знаю: в вашем сердце есть и гордост , и прямая честь.

Задание №2: Прочитайте выписанные из произведений А.С. Пушкина бессоюзные сложные предложения с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями БСП, поставьте знаки препинания, постройте схемы, аргументируйте свой ответ.

3. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты как мимолётное виденье как гений чистой красоты.
(«Я помню чудное мгновенье…»)

1. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. («Евгений Онегин»)

2. Печальны были наши встречи его улыбка чудный взгляд его язвительные речи вливали в душу хладный яд. («Демон»)

*В схеме обратите внимание на союзы, которые можно поставить между частями бессоюзного сложного предложения.

что
[факт] : [дополнение]

потому что
[факт] : [ причина]

а именно
[факт] : [пояснение]

3. Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты. («Я

Слайд 10Приятна мне твоя прощальная краса : (–)
Люблю я пышное природы

увяданье ,

В багрец и золото одетые леса.

Задание №3. Продолжите стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Выявите смысловые отношения между частями БСП, поставьте знаки препинания, аргументируйте свой ответ.

[факт]:[причина].

так как

Унылая пора! Очей очарованье!

В багрец и золото одетые леса.

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

[факт]-[следствие].

так что

При установленных причинно-следственных связях мы имеем право поставить любой из знаков (тире или двоеточие). Речь идёт о таком понятии, как вариатив-ность знаков препинания.

Приятна мне твоя прощальная краса : (–) Люблю я пышное природы увяданье ,В багрец и золото одетые

Слайд 11 Храни меня , мой талисм а ,
Храни меня

во дни гон енья,
Во дни раскаянь , волненя :
Ты в день печали был мне дан.


Храни меня мой талисман
Храни меня во дни гоненья
Во дни раскаянья волненья
Ты в день печали был мне дан.


[факт]:[причина].

так как

Задание №5: Мини исследовательский проект Определите название стихотворения А.С. Пушкина. Что вы можете сообщить об истории его написания. Прочитайте данное предложение с нужной интонацией. Выявите смысловые отношения между частями БСП, поставьте знаки препинания, постройте схему, аргументируйте свой ответ.

Храни меня , мой талисм а , Храни меня во дни гон енья, Во дни раскаянь

Слайд 12Задание №4: Самостоятельная работа

ВАРИАНТ 1
Как объяснить постановку двоеточия в предложениях?

1. Везде передо мной подвижные картины: здесь вижу двух озёр лазурные равнины, где парус рыбаря белеет иногда. (А. Пушкин «Деревня»)
2. Всё живо посреди степей: заботы мирные семей, готовых с утра в путь недальний, и песни жён, и крик детей, и звон походной наковальни. (А. Пушкин «Цыганы»)
3. Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье, не презирал страны родной: он знал её предназначенье. (А.Пушкин «Стансы»)
4. Скажи мне: что такое слава? (А. Пушкин «Цыганы»)
5. Стою над снегами у края стремнины: орёл, с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. (А. Пушкин «Кавказ»)
А) Вторая часть бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части.
В) Обобщающее слово стоит перед однородными членами простого предложения.
Г) Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Д) Вторая часть содержит прямой вопрос.

Задание №4: Самостоятельная работа

Слайд 13Задание №4: Самостоятельная работа

ВАРИАНТ 2
Как объяснить постановку двоеточия в предложениях?

1. Напрасно чувства возбуждал я: из равнодушных чувств я слышал смерти весть.. (А. Пушкин «Под небом голубым страны своей родной…»)
2. Во всём будь пращуру подобен: как он, неутомим и твёрд, и памятью, как он, незлобен. (А. Пушкин «Стансы»)
3. Она глядит: забытый в зале кий на бильярде отдыхал, на смятом канапе лежал манежный хлыстик. (А. Пушкин «Евгений Онегин)
4. Всё в жертву памяти твоей: и голос лиры вдохновенной, и слёзы девы воспаленной, и трепет ревности моей. (А. Пушкин «Всё в жертву памяти твоей…»)
5. Внемлите мой печальный глас: Всё те же ль вы?  (А. Пушкин «Евгений Онегин)
А) Вторая часть бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части.
В) Обобщающее слово стоит перед однородными членами простого предложения.
Г) Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Д) Вторая часть содержит прямой вопрос.

Задание №4: Самостоятельная работа

Слайд 14Задание №4: Самостоятельная работа
ОТВЕТЫ:
ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2
Задание №4: Самостоятельная работаОТВЕТЫ:ВАРИАНТ 1

Слайд 15
Задание №5: Преобразуйте данные предложения в бессоюзные сложные предложения. Постройте схемы,

укажите смысловые отношения между частями БСП, аргументируйте свой ответ.

потому что
[факт] : [ прича]

а именно пояснение
[факт] : [……], (к которому…) и (которое …) .

1. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла (Н. Гоголь).

1. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

2. Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский и которое всегда нравится свежей русской мо­лодежи, отразились на его первобытных годах вступле­ния в свет (Н. Гоголь).

2. Самая его жизнь совершенно русская: тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский и которое всегда нравится свежей русской мо­лодежи, отразились на его первобытных годах вступле­ния в свет.

Задание №5: Преобразуйте данные предложения в бессоюзные сложные предложения. Постройте схемы, укажите смысловые отношения между частями БСП,

Слайд 16ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Слайд 17ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Слайд 18Задание №6: Комплексная работа с текстом.
Определите тему текста. Определите стиль текста,

обоснуйте своё мнение.
Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию.

В. Г. Белинский (811 – 1848 гг.)
( мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник)
1. Муза Пушкина была вскормлена и воспита(н,нн)а творе­ниями предшествовавших поэтов. 2. Возникает вопрос был бы Пушкин без Державина Жуковского и Батюшкова? 3. Его поэзия приняла их в себя и воз­вратила их миру в новом пр…ображенном виде. Однако нельзя сказать и еще менее доказать что(бы) он что (нибудь) заимствовал от своих учителей или что(б) в чем (нибудь) он не был неизмеримо выше их...
 4. Пушкин был призван быть первым поэтом-худож­ником Руси дать ей поэзию, как искус…тво, как художе­ство, а не только как прекрасный язык чувства...5. От всех предшествовавших ему поэтов он отли­чается тем что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его поэтического дарования и его характера. 6. Это обстоятельство чрезвычайно важно оно говорит о великости творческого гения Пушкина и об органической жизненности его поэзии.
 7. Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом мы сказали бы что это по пр…восходст­ву поэтический художестве(н,нн)ый артистический стих. 8. Общий к…лорит поэзии Пушкина составляет внутренняя красота человека и лелею­щая душу гума(н,нн)ость. 9. К этому пр…бавим его творениями мож­но пр…восходным образом воспитать в себе человека. 10. Такое чтение особенно полезно для молодых людей обое­го пола.
 11. Поэтому поэзия Пушкина не опасна юношеству, как бывает опасна поэтическая ложь, разгорячающая воображение, которое ставит человека во враждебные отноше­ния с действительностью при первом столкновении с нею. 12. Поэзия его чужда всего ф…нта­стического, мечтательного, ложного, призрачно-идеаль­ного, она вся проникнута насквозь действительностью. 13. Поэзия Пушкина показы­вает жизнь в её естественной исти(н,нн)ой красоте в ней есть пр…красное небо но им всегда проникнута земля.
(По статье «Сочинения Александра Пушкина», 1843–1844)

Задание №6: Комплексная работа с текстом.Определите тему текста. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.Назовите предложение, в котором,

Слайд 19Задание №6: Комплексная работа с текстом.
Тема – Сочинения Александра Пушкина. Стиль

текста - публицистический
Основная мысль текста - Пушкин был призван быть первым поэтом-худож­ником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художе­ство, а не только как прекрасный язык чувства.

1. Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творе­ниями предшествовавших поэтов. 2. Возникает вопрос: был бы Пушкин без Державина, Жуковского и Батюшкова? 3. Его поэзия приняла их в себя и воз­вратила их миру в новом преображенном виде. Однако нельзя сказать и еще менее доказать, чтобы он что-нибудь заимствовал от своих учителей или чтоб в чем-нибудь он не был неизмеримо выше их...
 4. Пушкин был призван быть первым поэтом-худож­ником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художе­ство, а не только как прекрасный язык чувства... 5. От всех предшествовавших ему поэтов он отли­чается тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его поэтического дарования и его характера. 6. Это обстоятельство чрезвычайно важно: оно говорит о великости творческого гения Пушкина и об органической жизненности его поэзии.
 7. Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходст­ву поэтический художественный артистический стих. 8. Общий колорит поэзии Пушкина составляет внутренняя красота человека и лелею­щая душу гуманность. 9. К этому прибавим: его творениями мож­но превосходным образом воспитать в себе человека. 10. Такое чтение особенно полезно для молодых людей обое­го пола.
 11. Поэтому поэзия Пушкина не опасна юношеству, как бывает опасна поэтическая ложь, разгорячающая воображение, которое ставит человека во враждебные отноше­ния с действительностью при первом столкновении с нею. 12. Поэзия его чужда всего фанта­стического, мечтательного, ложного, призрачно-идеаль­ного, она вся проникнута насквозь действительностью. 13. Поэзия Пушкина показы­вает жизнь в её естественной истинной красоте: в ней есть прекрасное небо, но им всегда проникнута земля. (По статье В. Г. Белинского )

Задание №6: Комплексная работа с текстом.Тема – Сочинения Александра Пушкина. Стиль текста - публицистическийОсновная мысль текста -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть