Слайд 1 УМК В.В.Бабайцевой
Презентация к уроку русского языка.
5 класс
Учебник «Русская речь»
Никитина Е.А.
Составитель презентации – Яковлева Е.И.
Слайд 25 класс.
Уроки 21-22. Подробное изложение «Отважный пингвинёнок»
Слайд 3Организационная структура (сценарий) урока
Слайд 41 этап
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь
прийти!
Слайд 5ЭВРИКА!
2 этап
Что значит подробно пересказать текст?
(Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке.
Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
Прослушайте текст и подумайте, как лучше его озаглавить:
«Как купался пингвинёнок»,
«Отважный пингвинёнок»,
«Маленький пингвинёнок»?
Слайд 7Текст
Однажды я спускался к морю и увидел маленького
пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Слайд 8Анализ текста
3 этап
О чем говорится в тексте? (его тема)?
Как вы
думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
Какой из предложенных заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование?
Опишите внешний вид пингвинёнка.
Как вы понимаете выражение голый пингвинёнок?
Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвинёнка?
Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
При пересказе следите затем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
Как автор связывает предложения?
Подберите синонимы к слову пингвинёнок.
Как оценивает автор поступок маленького пингвинёнка?
Слайд 9Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились,
выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!
Слайд 10Беседа 4 этап
Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли
этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Маленький пингвинёнок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
(Это изложение нельзя назвать подробным, т.к. пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится та его часть, в которой говорится, как искупался пингвинёнок).
Слайд 11Составление плана и повторное чтение текста 5 этап
Маленький пингвинёнок.
Птенец смотрел, как
купаются взрослые пингвины.
Наконец малыш решился и бросился в море.
«Это был самый отважный пингвинёнок».
Слайд 12Написание изложения. 6 этап
Пиши правильно!
Страшно было броситься (что сделать?);
Долго стоял на
скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. (две грамматические основы)
На высоте трёхэтажного дома; вскарабкался; удивлённо.
Условие:
Повествование идёт от 1-го лица.
После написания изложения, проверить:
всё ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Слайд 13
Рефлексия - 7 этап.
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у
вас появились в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравился ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек –
если урок понравился, выбираете карточку с улыбающимся лицом;
если не понравился – карточку с грустным лицом.