Слайд 1«Фонетический разбор слова»
Презентация к уроку русского языка в 5 классе:
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
МБУ «Таицкая СОШ»
Деркунская Ольга Леонидовна
Слайд 2Цель урока: Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками
и умениями по изученному материалу, развивать мышление учащихся, формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Слайд 4Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Слайд 5Звуков речи меньше, чем букв.
Слайд 6ПРОВЕРИМ:
гласные звуки буквы
6 10
согласные звуки буквы
34 21
40 31+2 /33
Ответ: нет.
Слайд 7Алфавит – это все буквы языка.
Слайд 8Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
Звуки ч, щ, й
всегда мягкие.
Согласных звуков шесть.
Слайд 9Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.
Звуки ж, ш, ц имеют
пару по твердости-мягкости.
Слайд 10Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения
и правила произношения.
В сонорных согласных голос преобладает над шумом.
Слайд 11Глухие согласные состоят только из шума.
Буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука, когда стоят после согласных.
На конце слова происходит оглушение звонкого согласного.
Слайд 13Тема урока:
Фонетический разбор слова.
Цели урока:
1. Повторить изученное в младших классах.
2.
Научиться выполнять фонетический разбор слова.
Слайд 14Я сборник карт, от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь, превращусь в названье
Блестящей,
шелковистой ткани я.
Слайд 16Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращусь в
конфету я.
Слайд 18Я много-много лет
Давала людям свет,
Теперь меня употребляют редко,
Меня затмила яркая соседка.
Смените
С на О, не рассержусь,
Коль шерсть нужна вам - пригожусь.
Слайд 20Моих три первых буквы произносят,
Когда врага мышей к себе манят,
Вторых три
буквы в дом приносят
На Рождество, когда особенно хотят
Детей порадовать. А целое- едят.
Слайд 22Физминутка
Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три
хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть и семь – с улыбкой стать.
Восемь – урок можно продолжать.
Слайд 23Порядок фонетического разбора:
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими
буквами обозначены.
3. Согласные звуки ( в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.
4. Сколько букв и сколько звуков?
Слайд 24Сочетание чн
Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием.
Например: античный,
дачный, качнуть.
Но в некоторых сочетаниях букв чн произносится не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.
В некоторых словах допускается двоякое произношение.
Например: булочная, гречневый, сливочный.
Слайд 25Интересный факт
В конце XIX – начале XX века многие слова произносились
с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] соответствует старой московской орфоэпической норме.
Слайд 26Пример выполнение
фонетического разбора
Пень – 1 слог.
п [п᾽] – согласный, глухой
парный, мягкий парный
е [э] – гласный, ударный
н [н᾽] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь [-]
4 б., 3 зв.. [п, э н,]
Слайд 27Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарём
в приподнятой руке.
Слайд 28*Дополнительные задания для успешно справившихся с основной работой:
Из
орфографического словарика в конце учебника (стр. 171):
1) выписать из словаря 10 существительных в алфавитном порядке;
2) выписать 5 слов, в которых звуков больше, чем букв;
3) выписать 10 существительных с удвоенной согласной.
Слайд 294) выписать 10 существительных с непроизносимой согласной.
5) выписать 5 слов, в
которых звуков меньше, чем букв.
6) выписать 10 слов, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука.
Слайд 30- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности появились в процессе
работы?
- Как вы их преодолели?
- Какое настроение у вас сейчас?
Слайд 31Домашнее задание:
Выполните фонетический разбор слов:
достижение, безмолвие.