Презентация, доклад к уроку русского языка в 5 классе на тему Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Содержание

Я утверждаю, что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно.

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе Буквы Е-И в корнях с

чередованием.
Урок русского языка  в 5 классе   Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Слайд 2 Я утверждаю,

что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. В слове «создать» - нулевое окончание. 6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении «Я поклал ручку на парту» есть грамматическая ошибка. 10. Глагол «положить» совершенного вида.
Я утверждаю, что ...  1. Глагол –

Слайд 3Проверь себя!
1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да 9. да 10.

да.
Проверь себя!1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да

Слайд 4Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»

Самооценка  Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»

Слайд 5Лист учёта ЗУН Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ЗУН  Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 6- Определите, что общего у всех 3-ёх групп слов?

- Определите, что общего у всех  3-ёх групп слов?

Слайд 7Подсказка №1

Подсказка №1

Слайд 8Подсказка №2

Подсказка №2

Слайд 9- Определите, чем отличаются все 3 группы слов?
Безударные гласные в корне

слова, проверяемые ударением

Чередующиеся гласные а//о


Чередующиеся гласные и//е











- Определите, чем отличаются  все 3 группы слов?Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударениемЧередующиеся гласные а//оЧередующиеся

Слайд 10Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 11Что мы называем чередованием звуков? - В каких

позициях могут находиться эти гласные?

замена одного звука другим

В сильной — под ударением,
в слабой — в безударном положении.

Что  мы  называем  чередованием звуков?       - В каких

Слайд 12Коварные корни

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Коварные корниБуквы Е-И в корнях с чередованием.

Слайд 13- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

Знать: способ

действия при выборе орфограммы Е-И.
Уметь: применять правило о чередовании гласных Е-И в корне.
- Что мы должны узнать на уроке и  чему научиться?Знать: способ действия при выборе орфограммы Е-И.Уметь:

Слайд 14Буквы о — а в корне -лаг- — -лож-
Предлагать —

предложить

слагаемое — сложение

прилагать — приложить

Когда в корне –лаг - лож-
надо писать а и когда — о?







Буквы о — а  в корне -лаг- — -лож- Предлагать — предложить слагаемое — сложениеприлагать —

Слайд 15
ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ,
В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.

ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ, В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.

Слайд 16Буквы о — а в корне -раст-ращ- — -рос-
Растение —

рос
Вырасти — вырос
Приращение - заросли

Когда в корне –раст - рос- надо писать
а и когда — о?









Буквы о — а  в корне -раст-ращ- — -рос- Растение — росВырасти — выросПриращение - зарослиКогда

Слайд 17Перед СТ и Щ в корне пишем А
всегда

Перед СТ и Щ  в корне пишем  А всегда

Слайд 18Исключения из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе

купил прямо на базаре. (+ отрасль)
Исключения из правила:  Ростовщик в Ростове жил,  Ростиславом звали.  Он росток себе купил прямо

Слайд 19- Что нужно помнить о чередующихся гласных?
чередующиеся гласные проверять ударением

нельзя!

- Что нужно помнить о чередующихся гласных?   чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!

Слайд 20Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 21
Вытир`ать – в`ытер

Замир`ать - з`амер




Вытир`ать – в`ытерЗамир`ать - з`амер

Слайд 22Если А стоит за корнем, в корне пишем И всегда.

Если А стоит за корнем,  в корне пишем И всегда.

Слайд 23Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 24Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием.
несов. в.


Вытирать
Избирать
Запирать
Раздирать
Замирать
Расстилать
Блистать
Выжигать

сов. в.

вытер
Изберу
Запер
Раздеру
Замер
Расстелю
Блеснуть
выжег

















Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием. несов. в.   Вытирать  Избирать Запирать

Слайд 25-тира - - - тер- - бира- - - бер- -

пира- - - пер- - дира- - -дер- - мира- - -мер- - стила- - -стел- - блиста- - -блест- -жига- - -жег-



-тира -  - - тер- - бира-  - - бер- - пира-  - -

Слайд 26Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Чередующиеся
гласные: и//е
Выучить корни, чтобы
«узнавать» их
Применять

условия
выбора гласной

Пишется и, если за корнем –а-

вытирать – вытер



Правописание чередующихся гласных в корне слова. Чередующиесягласные: и//еВыучить корни, чтобы «узнавать» ихПрименять условия выбора гласнойПишется и, если

Слайд 27Индивидуальная самостоятельная работа.


– Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно?


на основе упр. 566
распределительный диктант
(в два столбика выписать слова
с обозначением условия выбора орфограммы)

Самопроверка и самооценка
Индивидуальная самостоятельная работа.– Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно? на основе упр. 566распределительный диктант (в два

Слайд 28Проверь себя!
собираясь
утираясь
замирает
упирается
приберет
выбери
замерло
блестит

Проверь себя!собираясьутираясьзамираетупираетсяприберетвыберизамерлоблестит

Слайд 29Коллективная работа .

на основе упр. 654 (2 часть)
зрительный комментированный диктант


(образец рассуждения на стр. 245)

Оценка учителя
Коллективная работа .на основе упр. 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант (образец рассуждения на стр. 245)Оценка учителя

Слайд 30Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 31Самостоятельная работа с тестом №15 (по вариантам)

«Третий лишний»

самопроверка и самооценка

Самостоятельная работа с тестом №15  (по вариантам)«Третий лишний»самопроверка и самооценка

Слайд 32Проверь себя!
вариант 1

а) запереть б) задирать в) блистательный г) выберу д) предположение

вариант 2 а) выжечь б) умирать в) постелить г) замер д) излагать

Проверь себя!    вариант 1

Слайд 33Лист учёта ЗУН

Лист учёта ЗУН

Слайд 34Проверь себя!
Сердце замирает от восторга при

виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Проверь себя!     Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом

Слайд 35Лист учёта ЗУН

Лист учёта ЗУН

Слайд 36Самостоятельная работа с текстом

Объяснить слова с изученной орфограммой.
Схематически объяснить знаки препинания.
Доказать,

что это текст.
Определить стиль текста, тип речи.
Расстилается (морфемный разбор).
Расстилается (морфологический разбор).


Самостоятельная работа с текстомОбъяснить слова с изученной орфограммой.Схематически объяснить знаки препинания.Доказать, что это текст.Определить стиль текста, тип

Слайд 37Проверь себя!
2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.
3. [ ], и

[ ]. (ССП) [ ], [ ]. (СБП)
4. Предложения связаны по смыслу и грамматически.
5. Стиль текста – художественный, описание.
6. Расстилается
7. Расстилается - – глагол, н.ф. расстилаться, несов. в., 1 спр., ед.ч. наст. вр., 3 л., сказ.




Проверь себя!2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.3. [ ], и [ ]. (ССП)   [

Слайд 38Лист учёта ЗУН
Самооценка за урок - 5

Лист учёта ЗУН  Самооценка за урок - 5

Слайд 39Укажите неправильные написания слов.

блестать красотой
начинать работу
блистеть на солнце
замереть от счастья
замирать от

страха
соберательный образ
блестящий оратор
изберательная кампания
предлагать помощь
выростить цветы

Укажите неправильные написания слов.блестать красотойначинать работублистеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасоберательный образблестящий ораторизберательная кампанияпредлагать помощьвыростить цветы

Слайд 40Проверь!
блистать красотой
начинать работу
блестеть на солнце
замереть от счастья
замирать от страха
собирательный образ
блестящий оратор
избирательная

кампания
предлагать помощь
вырастить цветы


Проверь!блистать красотойначинать работублестеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасобирательный образблестящий ораторизбирательная кампанияпредлагать помощьвырастить цветы

Слайд 41Лист учёта ЗУН
Самооценка за урок - 5

Лист учёта ЗУН  Самооценка за урок - 5

Слайд 42Лист учёта ЗУН
Самооценка за урок - 5

Лист учёта ЗУН  Самооценка за урок - 5

Слайд 43

Д/з 1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме) 2) на выбор - упр. из учебника - составление теста из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть