Слайд 3УРОК № 9
6 класс
по программе Е.А. Быстровой
Слайд 4ЧЕТЫРНАДТОЕ СЕНТЯБРЯ.
КЛАССНАЯ РАБОТА.
Слайд 6«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – БУДЬ ИМ»
К.Прутков
Слайд 7РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ,
ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ.
Слайд 8
1 2 3 4
Что я знаю по теме
урока…
Слайд 9Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.
Слайд 10Цели
урока
Вспомнить виды речи: устную и письменную.
Научиться определять особенности разговорной речи.
Слайд 11НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ – ЗНАЧИТ НАУЧИТЬСЯ СТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Слайд 13ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Какие виды речи вы знаете?
Чем устная речь отличается от письменной?
Можно
ли сказать, что разговорная речь всегда устная?
Почему важно разграничивать книжную и разговорную речь?
Слайд 14 РАБОТА
В УЧЕБНИКЕ
Параграф 4 (1), стр. 26.
Слайд 15
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде
всего интонация.
Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
Слайд 16ЛЕКСИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ОТТЕНКАМИ ЭКСПРЕССИВНОЙ ОКРАСКИ
существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка,
картошка,
дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;
глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,
жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Слайд 17ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
стилистически выразительны
содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый
характеризуются структурным разнообразием:
ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
Слайд 18СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ СВЯЗАНЫ С ЕГО
ЭКСПРЕССИВНОСТЬЮ И ОЦЕНОЧНОСТЬЮ
В разряде существительных
используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:
ак/-як: добряк, здоровяк;
ан/-ян: старикан, грубиян;
ач: бородач, силач;
ежк(а): зубрежка, кормежка;
отн(я): беготня, пачкотня;
ыш: глупыш, крепыш;
-яг(а): доходяга, работяга
Слайд 19ВЫВОД
Речевая ситуация – это характеристика обстановки, в которой происходит. разговор.
С
кем говорят?
Где говорят?
С какой целью говорят?
Слайд 20ДУМАЕМ…
Определим речевую ситуацию нашего урока.
Слайд 21 РАБОТА
В УЧЕБНИКЕ
Параграф 4 (2), стр. 27.
Слайд 22ВЫВОД
В непринуждённой обстановке, в сфере неофициальных отношений мы используем разговорную
речь (разговорный язык).
Слайд 23 РАБОТА
В УЧЕБНИКЕ
Параграф 4 (3), стр. 27.
Слайд 24ВЫВОД
У каждого стиля своя сфера употребления:
у научного стиля – наука,
научная деятельность,
у официально – делового – правовые отношения, делопроизводство.
Слайд 25СИТУАЦИЯ 1
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается
мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Слайд 26СИТУАЦИЯ 2
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились,
собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".
В чём не прав мальчик?
Слайд 27ВОСПИТЫВАЙТЕ В СЕБЕ ПРИВЫЧКУ ПОСТОЯННО ПОМНИТЬ ОБ ОКРУЖАЮЩИХ:
не проталкивайся в
толпе, помогая себе локтями;
закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
не забывай говорить "волшебные слова";
помоги пожилому человеку или малышу;
если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
помни: ты –человек, веди себя по-человечески!
Слайд 28 РАБОТА
В УЧЕБНИКЕ
Упр. 23, стр. 28.
Слайд 29Каких успехов вы достигли на уроке?
Какие затруднения возникли у вас?
С
какими заданиями было нелегко справиться?
Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответ?
Оцени свои достижения
Слайд 30ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграф № 4, упражнение № 23 (задание 4).