Слайд 1Простые и сложные предложения
Слайд 2Планируемые результаты:
Научить различать простые и сложные предложения, расставлять в них знаки
препинания;
Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять самоинструкцию;
формировать ценностное отношение к слову и его значению.
Слайд 3Цели урока:
Научиться
различать простые и сложные предложения;
расставлять знаки препинания в сложных
предложениях;
составлять инструкцию;
учиться работать в парах.
Слайд 4Отправляемся в путешествие по стране «Синтаксис и пунктуация»
Слайд 5Отвечаем на вопросы:
Что изучает синтаксис?
Что изучает пунктуация?
Что такое словосочетание?
Что не может быть словосочетанием?
Что такое основа предложения?
Дайте определения главным членам предложения.
Назовите второстепенные члены предложения.
Слайд 61 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Задание 1.
Выпишите словосочетания. Объясните свой выбор
Солнечный день, леса
и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
Слайд 7Оцениваем свою работу на уроке
Критерии промежуточных отметок
«5»- нет ошибок
«4»-1, 2 ошибки
«3»-
3-5 ошибок
Выводим среднюю отметку за урок
Например, 5+4+3=12:3=4
Слайд 8Проверяем
Солнечный день, подъехать к станции, любимое занятие, открывая дверь, выбирать профессию,
стакан молока, доволен результатами, заняты делом, слово в слово, упорно учиться.
Словосочетание = главное слово + зависимое слово
Слайд 92 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Задание 2
Прочитайте предложения. Выделите
в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Выпишите в тетрадь грамматическую основу каждого предложения.
Юннаты охраняют и подкармливают птиц зимой.
Ребята старательно изучают грамматику.
Люди земли борются за чистоту воздуха, воды.
Няня рассказывала детям про свои прожитые годы.
Товарищи не бросили друга в несчастье.
Муравьи выползают после зимней стужи.
Спит черёмуха в белой накидке.
Слайд 10Проверяем
Юннаты охраняют и подкармливают
Ребята изучают
Люди борются
Няня рассказывала
Товарищи не бросили
Муравьи выползают
Спит черёмуха
Слайд 11Вывод:
Простое предложение имеет только 1 грамматическую основу
Слайд 12
3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Выполните задание:
Прочитайте предложения. Выделите в
них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Сравни количество грамматических основ в предложениях 2 и 3 станции. Попробуй дать определение сложному предложению.
Я люблю свой класс, он очень дружный.
Мы изучаем разные предметы, но больше всех мне нравится история.
Учителя хотят, чтобы все ученики хорошо учились.
Слайд 13Проверяем
Я люблю свой класс, | он очень дружный.
(2 основы)
Мы изучаем
разные предметы, |но больше всех мне нравится история. (2 основы)
Учителя хотят, |чтобы все ученики хорошо учились. (2 основы)
Слайд 14САМОИНСТРУКЦИЯ -
это инструкция, которую человек создал для самого себя.
В самоинструкции он подаёт команды, определяет , что и в каком порядке ему нужно выполнять.
Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать орфографические и синтаксические задачи.
Слайд 15
Самоинструкция «Простые и сложные предложения»
Определяю, сколько основ в предложении.
1 основа
2 или более основ
Предложение простое Предложение
сложное
Слайд 16Формулируем правило:
Сложное предложение – это предложение, в котором 2
или более грамматических основ.
Слайд 17Выполните задание:
Прочитайте предложения. Запишите их, обозначьте границы между
простыми предложениями в составе сложного. Определите, с помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного.
Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.
Когда над озером сияет солнце, глаза слепит от бликов.
Шторм уже утих, ветер ослаб.
Слайд 18Проверяем:
Июнь выдался жарким,| и окна в домах по ночам открывались настежь.
Когда
над озером сияет солнце, | глаза слепит от бликов.
Шторм уже утих, |ветер ослаб.
Слайд 19Способы соединения простых предложений в составе сложного
Интонация (без союзов)
Союзы
подчинительные:
сочинительные:
что, кто, где, куда, и, а, но, да
когда, который, чтобы
Слайд 20Дополняем правило:
Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или
более грамматических основ, которые соединяются с помощью союзов или интонации и разделяются с помощью запятой.
Слайд 21Дополняем самоинструкцию
Определяю, сколько основ в предложении
1 основа
2 или более основ
Предложение простое Предложение сложное
обозначаю границу(ы) между простыми предложениями и на месте этих границ ставлю знак.
Слайд 23Решите задачу:
Прочитайте предложения. С помощью самоинструкции определите, какое перед
вами предложение, простое или сложное. При необходимости расставьте знаки препинания.
Слайд 24Проверяем
I вариант
Ожил каждый кустик. (простое)
Небо заволокло тучами , и началась
гроза. (сложное)
II вариант
Вся окрестность озарилась светом. (простое)
День выдался жаркий, и звери потянулись к реке. (сложное)
Слайд 25Выполните задание:
Прочитайте предложения. Распределите их на 2 группы( 1
группа – простые предложения, 2 группа – сложные). Запишите их. В сложных предложениях расставьте знаки препинания. (Используйте самоинструкцию).
Наступила осень.
Птицы улетают в теплые края.
Листья опадают с деревьев и в воздухе протянулась паутина.
Лес обнажился часто идут нудные дожди.
Когда веют холодные ветры ветви деревьев качаются.
Добились ли мы поставленных в начале урока целей?
Слайд 28Цели урока:
Научиться
различать простые и сложные предложения;
расставлять знаки препинания в сложных
предложениях;
составлять инструкцию;
учиться работать в парах.
Слайд 30Оцениваем свою работу на уроке
Критерии промежуточных отметок
«5»- нет ошибок
«4»-1, 2 ошибки
«3»-
3-5 ошибок
Выводим среднюю отметку за урок
Например, 5+4+3=12:3=4
Слайд 31Домашнее задание
На выбор:
1.Из учебника по литературе выпишите 3простых предложений и 3
сложных предложений.
2. упр 125.
3. еще больше о сложном предложении можно узнать по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki сложное предложение