Презентация, доклад к уроку русского языка в 5 классе Паронимы

Содержание

Учитель: Поговорим? Дети: Поговорим. Учитель: О разном и о прочем.Дети: О том, что в жизни хорошо:Учитель: и хорошо не очень.Дети: Ведь что-то знаем мы:Учитель: а что-то мне известно.Дети: Поговорим?Учитель: Поговорим.Вместе: Нам будет интересно!

Слайд 1

Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей

на ветке бересклета. Ты – сталь и пепел, колокол и лён, Загадка тьмы и откровенье света.
М. Дудин

Презентация к уроку русского языка
«Паронимы» 5 класс
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МОАУ СОШ с. Томское
Серышевского района Амурской области Шавырина Инна Викторовна
Ты твёрд и гибок, нежен и силён, Ты – соловей на ветке бересклета. Ты – сталь

Слайд 2Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.
Дети: О

том, что в жизни хорошо:
Учитель: и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!

Учитель: Поговорим? Дети: Поговорим. Учитель: О разном и о прочем.Дети: О том, что в жизни хорошо:Учитель:

Слайд 3С каким разделом языка мы сейчас знакомимся?
Лексикология.
А что

изучает лексика?
Словарный состав языка.
Сколько значений имеет слово?
Лексическое значение, его изучает лексикология.
Грамматическое значение, его изучает морфология.
 Что такое лексическое значение слова?
То, что обозначает слово.
С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? Лексикология. А что изучает лексика? Словарный состав языка. Сколько значений

Слайд 4А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Слайд 5Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.
В

то утро дядя п..звал меня на охоту. В болотных
с..погах я еле усп..вал за ним. Под н..гами 
хлюпал сырой мох. Мы очень устали и (с)трудом
передвигали ноги по болотистой почве.

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм.  В то утро дядя п..звал меня на

Слайд 6 - Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.

От какого

слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотные»?
- От какого слова и при помощи какого суффикса образовалось существительное «болотистая»?



- Найдите однокоренные слова в тексте, сделайте морфемный разбор.От какого слова и при помощи какого суффикса

Слайд 7 - О чем можно сказать «болотный»?


Болотные сапоги, болотные цветы,

т.е. это все, что относится к болоту.



- О чем можно сказать «болотный»? Болотные сапоги, болотные цветы, т.е. это все, что относится к

Слайд 8- А «болотистый»?

Болотистая местность, почва, т.е. то место, где много болот.


- А «болотистый»?Болотистая местность, почва, т.е. то место, где много болот.

Слайд 9- Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях

Болотный Болотистая
ЧР (часть речи) = ЧР
Написание = Написание
Произношение = Произношение
Лексическое значение(ЛЗ) ? ЛЗ
- Составим модель слов «болотные» и «болотистая» в тетрадях   Болотный

Слайд 10 Словарь паронимов современного русского языка .

Словарь паронимов современного русского языка .

Слайд 11Какие паронимы представлены на картинках? Объясните их значение, опираясь на словарь

паронимов.
Какие паронимы представлены на картинках? Объясните их значение, опираясь на словарь паронимов.

Слайд 12Лингвистическая задача
К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные

из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый); луг, кинофильм (цветной, цветистый); вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Лингвистическая задача  К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с

Слайд 13Какие слова не являются паронимами?

Конный- конский
Цветная – цветовая
Посидеть (на стуле) –

поседеть (от горя).
Какие слова не являются паронимами?Конный- конскийЦветная – цветоваяПосидеть (на стуле) – поседеть (от горя).

Слайд 14Отметьте крестиком или галочкой паронимы.

Стрелок – стрелец, гоночный- гончий,

полоскать – поласкать, высший – вышний, охотник – охотничий.

Отметьте крестиком или галочкой паронимы.  Стрелок – стрелец, гоночный- гончий, полоскать – поласкать, высший – вышний,

Слайд 15Исправь ошибки!
Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина.


Новый работник оказался человеком кристаллической честности.
3. На обмороженных стеклах окон видны узоры.
Исправь ошибки!Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина.

Слайд 16 Прозвенит сейчас звонок, Пора заканчивать урок. !
Оцените свою работу на уроке 

и поставьте себе оценку.
Выберите один из смайликов - ваше настроение в конце урока.


Прозвенит сейчас звонок, Пора заканчивать урок.   !Оцените свою работу на уроке  и поставьте себе

Слайд 17Домашнее задание

1.Выучить правило на стр.92.(всем!)
2. Выполнить упр.208 (письменно)
ИЛИ
3.

Придумать и записать небольшой текст (5-7 предложений), используя паронимы.

Домашнее задание 1.Выучить правило на стр.92.(всем!) 2. Выполнить упр.208 (письменно) ИЛИ3. Придумать и записать небольшой текст (5-7

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть