Презентация, доклад к уроку русского языка Употребление тире

Тире1. В простом предложении между подлежащим и сказуемымСуществительным в им.п- существительным в им.п. Одиночество в творчестве- тяжелая штука (Чехов).Числительным-числительнымДва и два- четыре.Числительным-существительным в им.п.Два- четное число.

Слайд 1Употребление тире

Употребление тире

Слайд 2Тире
1. В простом предложении между подлежащим и сказуемым
Существительным в им.п- существительным

в им.п. Одиночество в творчестве- тяжелая штука (Чехов).

Числительным-числительным
Два и два- четыре.

Числительным-существительным в им.п.
Два- четное число.
Тире1. В простом предложении между подлежащим и сказуемымСуществительным в им.п- существительным в им.п. Одиночество в творчестве- тяжелая

Слайд 3Инфинитивом-инфинитивом
Жить- Родине служить.

Существительным в им.п.-инфинитивом
Наша цель-

получить знания.

Перечисленные случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
Понять-значит простить.
Инфинитивом-инфинитивом  Жить- Родине служить.Существительным в им.п.-инфинитивом   Наша цель- получить знания.Перечисленные случаи с частицами перед

Слайд 42. В простом неполном предложении
При наличии паузы в неполном предложении обычно

с отсутствующим сказуемым
За ночным окном- туман.

При параллелизме частей сложного предложения
Здесь- овраги, дальше- степи, еще дальше- пустыня…(Федин)

В части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы
Ночи стали чернее, дни- пасмурнее.

2. В простом неполном предложенииПри наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым

Слайд 5В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена
В зале

говорили свидетели- торопливо, обесцвеченными голосами, судьи- неохотно и безучастно (Горький).

3. При однородных членах
После однородных членов перед обобщающим словом
На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа- всюду тишина.

При однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается
Разве все это: одежда, внешность, прическа- не говорят нам больше всяких слов о человеке?
В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо членаВ зале говорили свидетели- торопливо, обесцвеченными голосами, судьи-

Слайд 64. в предложениях с приложением
Перед приложением, стоящим в конце предложения и

поясняющим какой-либо член предложения
На маяке жил только сторож- старый глухой швед, бывший шкипер.

Для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер
Степь- бесконечная равнина- всегда была мила его сердцу.

Если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно
В дальнем углу светилось желтое пятно- огонь в окне квартиры Серафимы.

4. в предложениях с приложениемПеред приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложенияНа маяке жил

Слайд 7Для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова
Лютейший бич небес,

природы ужас- мор свирепствует в лесах.

5. В сложносочиненном предложении
Если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление
Все вскочили , схватились за ружья- и пошла потеха.
Ещё напор- и враг бежит.

6. В сложноподчиненном предложении
Для интонационного отделения главной и придаточной частей ( чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных)
Как он добрался сюда- уж этого никак не мог он понять
Для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого словаЛютейший бич небес, природы ужас- мор свирепствует в лесах.5.

Слайд 8При параллелизме структуры частей
Кто весел- тот смеется, кто хочет- тот добьётся,

кто ищет- тот всегда найдет.

7. В бессоюзном сложном предложении
Для выражения
- быстрой смены событий
- резкого противопоставления
Сыр выпал- с ним была плутовка такова.
Чин следовал ему- он службу вдруг оставил

Если первая часть обозначает условие совершения действия второй части
Меньше знаешь- крепче спишь
При параллелизме структуры частейКто весел- тот смеется, кто хочет- тот добьётся, кто ищет- тот всегда найдет.7. В

Слайд 9Если первая часть обозначает время совершения действия второй части
Пашню пашут- руками

не машут.

Если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой части
Я бы в летчика пошёл- пусть меня научат.

Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой
Молвит слово- соловей поёт.
Если первая часть обозначает время совершения действия второй частиПашню пашут- руками не машут.Если вторая часть содержит результат

Слайд 108. при вводных предложениях и вставных конструкциях
Для выделения вводных и вставных

конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения, выражающие чувства автора
…Сидят здесь под страхом смерти м- что еще хуже- под проливным дождем.
Со мной он был очень холоден, и- странное дело- я словно его боялся.

9. В репликах диалога
Между репликами диалога
- Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел?- спросил он.
- Что же ты хочешь нарисовать?- удивилась учительница.
-Дерево эвкалипт,- сказал мальчик задумчиво.
8. при вводных предложениях и вставных конструкцияхДля выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью

Слайд 1110. При прямой речи
Для выделения слов автора, если они следуют после

прямой речи или стоят в середине прямой речи
«Кто всякому друг, того я другом не считаю»,- писал Мольер;
«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями,- учили древние мудрецы.- В этом смысл подлинной дружбы».

11. В предложениях между двумя словами
Между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от…до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение
Планы на январь- февраль; рукопись объёмом двадцать- двадцать пять авторских листов;
Скорый поезд Ростов-на-Дону- Москва;
Закон Бойля- Мариотта.
10. При прямой речиДля выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине

Слайд 12Объясните написаний тире в предложениях
1. Производить эффект - их наслаждение.
2. Его

цель - сделаться героем романа.
3. Приезд его на Кавказ - также следствие его романтического фанатизма.
4. Солотча - извилистая неглубокая река.
5. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.
Объясните написаний тире в предложениях1. Производить эффект - их наслаждение.2. Его цель - сделаться героем романа.3. Приезд

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть