Презентация, доклад к научно-исследовательской работе по теме Сладкий русский язык (7-9 классы)

Содержание

Цель  работы – изучить названия конфет и шоколада, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка. Задачи исследования:Изучить научную литературу по теме исследования.Познакомиться с понятием «нейминг», изучить технику нейминга.Изучить названия конфет, классифицировать их с целью

Слайд 1Направление: Гуманитарные науки (русский язык)   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА     Тема: "Сладкий" русский язык      

Автор: Букина Юлия и Скобилева Ирина, учащиеся 7 класса Руководитель: Выручалкина Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Направление: Гуманитарные науки (русский язык)     ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА     Тема:

Слайд 2

Цель  работы – изучить названия конфет и шоколада, классифицировать их с целью

дальнейшего применения на уроках русского языка. Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме исследования.
Познакомиться с понятием «нейминг», изучить технику нейминга.
Изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего  применения на уроках русского языка, опираясь на технику нейминга.
Выявить наиболее продуктивные способы создания названий
 Предмет исследования: фантики от конфет и шоколада.
Объект  исследования: наименования конфет и шоколада.
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения названий  как языковых единиц в силу своей распространенности и повторяемости.
         
 

Цель  работы – изучить названия конфет и шоколада, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка.

Слайд 3 
Гипотеза: мы предполагаем, что можно использовать названия фантиков для того,

чтобы сделать уроки русского языка интересными. Методы исследования:
наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, лингвистический анализ, анкетирование,  статистическая обработка материла  (составление диаграмм).

  Гипотеза: мы предполагаем, что можно использовать названия фантиков для того, чтобы сделать уроки русского языка интересными. Методы

Слайд 4 «Как корабль назовешь - так он и поплывет».

 Нейминг (от

английского «toname» - «называть, давать имя») - это наука создания успешных названий, которые должны не просто красиво звучать, а отражать специфику товара.

Нейминг

«Как корабль назовешь - так он и поплывет».  Нейминг (от английского «toname» - «называть, давать имя»)

Слайд 5Специалистом по неймингу В. Перция было сформулировано 7 правил, следуя которым

можно выбрать лучшее имя для продукта и достичь определённых целей.

идеальное имя:
является коротким и имеет значение;
отличается от других, является уникальным;
связано с реальностью;
устанавливает коммуникационный процесс;
легко запоминается;
приятно для глаз и для ушей;
не вызывает негативных ассоциаций, отрицательных эмоций.

Общие требования к названию - это точность, емкость, краткость, эмоциональность и благозвучие.

Специалистом по неймингу В. Перция было сформулировано 7 правил, следуя которым можно выбрать лучшее имя для продукта

Слайд 6Значение слова Фантик – это конфетная обёртка, употребляемая детьми для игры.

«Словаре русского языка» С.И. Ожегова Слово фантик имеет два значения: 1) конфетная обертка; 2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики. «Толковый словарь русского языка» Ефремовой Т.Ф.  Фант – это залог, заклад в домашних семейных играх.  «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля
Значение слова   Фантик – это конфетная обёртка, употребляемая детьми для игры.

Слайд 7Для своего исследования использовали 62 различных наименований конфет и 25 видов

шоколада, которые распределили следующим образом: на фантиках конфет встретились 35 имён существительных, 13 имён прилагательных, 14 словосочетаний. Глаголы, наречия среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.
Результаты исследования:
Существительные: «Аккорд», «Алёнка», «Аллегро», «Ария», «Беллисимо».
Прилагательные: «Барбарисовая», «Апельсиновая», «Ванильная», «Взлётные».
Словосочетания: «Бешеная пчёлка», «Бочонок радости», «Вечерний звон», «Вишнёвый аромат».
Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное (56%), наименее употребляемая – прилагательное – 21%, словосочетания – 23%, глаголы - (0%), наречие - (0,1%).



Для своего исследования использовали 62 различных наименований конфет и 25 видов шоколада, которые распределили следующим образом: на

Слайд 8Самыми распространенными среди проанализированных нами названий шоколада и конфет являются те,

которые вызывают определенные ассоциации, заимствованные из других языков (чаще английского), а также неологизмы, которые содержат информацию о продукте во внутренней форме слов.

Лексические особенности названий конфет и шоколада

Самыми распространенными среди проанализированных нами названий шоколада и конфет являются те, которые вызывают определенные ассоциации, заимствованные из

Слайд 9 Заимствования происходят в основном из английского языка. Среди них выделяются

слова, значение которых понятно потребителю с базовым знанием английского или других европейских языков. В эту категорию мы отнесли названия шоколада «MilkiWay» (англ. «Млечный путь»), «Bounty» (англ. «щедрость, щедрый»), «Nuts» (англ. «орех», в батончике много орехов).
О значении других заимствованиях потребитель может интуитивно догадаться по сходству с русскими основами: «Tempo» (темп), «Impulse» (импульс).
Шоколадный батончик «Kit-Kat». «Kit» в переводе с английского языка переводится как «комплект».
Шоколадный батончик «Twix». Название произошло от двух английских слов: «twin» (двойной, составляющий пару) и «biscuits» (печенье). Батончик состоит из двух шоколадных палочек.
Итак, названия данной группы или косвенно характеризуют сам продукт, называя то, из чего он изготовлен, или ощущения, которые испытает покупатель после его употребления, или указывают на то, для кого он предназначен.


Заимствование

Заимствования происходят в основном из английского языка. Среди них выделяются слова, значение которых понятно потребителю с

Слайд 10Наиболее известные названия являются новообразованиями. Это техника придумывания имен, которых не

существует в речи. В этой группе продуктов в качестве названий использованы индивидуально-авторские слова, которые созданы в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и используются как лексическое средство языковой игры. Например, названия конфет «Живинка», созданы в соответствии с существующими словообразовательными моделями

Новообразование

Наиболее известные названия являются новообразованиями. Это техника придумывания имен, которых не существует в речи. В этой группе

Слайд 11
Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый

в названиях конфет – суффиксальный. В большей мере используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть.
Следовательно, что таким названием производители товара хотели, чтобы продукты стали хорошими друзьями покупателям.
Главным преимуществом этих слов является то, что у них нет «истории», нет значения, и поэтому в них можно вложить любой смысл.




Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный. В

Слайд 12Одним из самых легких способов придумать товару название - это присвоить

ему свое собственное имя. Такая техника используется в основном иностранными производителями в следующих названиях:
Например, шоколадный батончик «Mars» впервые был изготовлен американским предпринимателем Форрестом Марсом, именем которого и был назван.
Цифровые обозначения – очень малочисленная группа.
Название конфет «5+» ассоциируется с отличным качеством.
Прочие ассоциации – самая многочисленная группа.
На основании наблюдений сделали следующий вывод, как правило, название выбирается так, чтобы оно вызывало приятные, положительные эмоции, а значит, и желание купить этот товар.

Личные имена. Цифровые обозначения и ассоциации

Одним из самых легких способов придумать товару название - это присвоить ему свое собственное имя. Такая техника

Слайд 13Все рассмотренные названия конфет и шоколада можно классифицировать по лексическому значению.

Русские названия конфет.
По нашим данным в качестве русских названий конфет используется лексика семи тематических групп: сказка, животный мир, растительный мир, фрукты и ягоды, природа, персоналии, искусство.
1. Сказка
Эта тематическая группа является одной из самых распространённых среди русских названий конфет. Например, «Терем-теремок», «Буратино», «Кот в сапогах», «Золотой ключик».
Существуют серии шоколада с общим символическим названием, например, «Сказки Пушкина», «Басни Крылова».

Классификация наименований конфет

Все рассмотренные названия конфет и шоколада можно классифицировать по лексическому значению. Русские названия конфет. По нашим данным

Слайд 142. Животный мир
Эта тема близка к сказочным названиям. В большинстве

случаев мы имеем дело со сказочными названиями животных: «Верблюжонок», «Белочка», «Лёвушка», «Коровка», «Умка». Сюда же можно отнести надписи, указывающие на птиц: «Ласточка», «Буревестник».
3. Растительный мир
Эта группа представлена названиями цветов. Например, «Резеда», «Василёк», «Ромашка», «Красный мак».
4. Фрукты и ягода
Эта группа очень разнообразна, так как при изготовлении конфет часто используют соки ягод и фруктов: «Апельсиновая»,«Клубничныймикс», «Барбарис», «Киви», «Вишнёвый аромат».
5. Природа, времена года
В данном случае используются обозначения природных явлений, которые традиционно вызывают приятные ассоциации у потребителей. Например, «Весна», «Лето», «Южная ночь».

2. Животный мир Эта тема близка к сказочным названиям. В большинстве случаев мы имеем дело со сказочными

Слайд 156. Персоналии
К данной тематической группе мы отнесли разрозненные номинации людей, указывающих

на черты характера или манеру поведения человека. Например, «Сластёна», «Кокетка», «Лакомка».
7. Искусство
Эта тема представлена разнообразными видами названий, которые относятся к театру и искусству. Например, «Театральная», «Премьера», «Балет», «Бенефис».

Можно сделать вывод, что часто в качестве названий пищевых продуктов выбираются слова, которые вызывают приятные воспоминания из детства, либо это всем хорошо известные художественные произведения или кинофильмы.
6. ПерсоналииК данной тематической группе мы отнесли разрозненные номинации людей, указывающих на черты характера или манеру поведения

Слайд 16 Средства выразительности
В этой группе часто используются:

Очень часто

в названиях продуктов используются эпитеты, которые вызывают положительные эмоции.
Средства выразительностиВ этой группе часто используются:Очень часто в названиях продуктов используются эпитеты, которые

Слайд 17Мы провели социологический опрос среди покупателей магазинов «Авиатор» и «Огонёк» города

Артёма. В опросе приняло участие 35 человек.
Покупателям были заданы следующие вопросы:
- Что вы предпочитаете конфеты или шоколад?
- При покупке товара, что вас привлекает: дизайн упаковки, название или вкусовые качества?
- Какие названия конфет и шоколада вас больше привлекают иностранные или исконно русские?

Социологический опрос

Мы провели социологический опрос среди покупателей магазинов «Авиатор» и «Огонёк» города Артёма. В опросе приняло участие 35

Слайд 21Итак, основными группами названий стали имена, образованные при помощи пяти техник

нейминга: заимствование, звукоподражание, словообразование, личные имена и ассоциативный метод.
Наша гипотеза подтвердилась: нейминг – это динамично развивающееся явление. Оно являются системой единиц, в которой реализуются основные направления, свойственные языку в целом.
Все изученные нами названия конфет и шоколада по сути – это самостоятельные части речи, которые мы изучаем на уроках русского языка. Поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет.
Из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный. Многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов», «Лексика заимствование слов».

Заключение

Итак, основными группами названий стали имена, образованные при помощи пяти техник нейминга: заимствование, звукоподражание, словообразование, личные имена

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть