Слайд 1Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
по русскому языку в 9 классе
Тема:
Почему надо грамотно употреблять иностранные слова?
Слайд 2 1. Словарная работа (правописание иностранных слов) «Найди пару» (доска и
карточки)
лингвистика - наука о языке
фонетика - раздел науки о языке, изучающий особенности звуков речи
синтаксис - раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста)
орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов
морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова
элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустным
настроением, одиночеством и др.
карикатура - намеренно искажённое изображение лица, события или предмета, создаваемое с целью осмеяния
Слайд 3
2. Синтаксическая 5-минутка – расставьте правильно знаки препинания и объясните их
постановку:
Чистота языка …это борьба за благородство души…не оплёвывающей памяти предков.
( Ф. Гладков)
Слайд 4Из каких языков заимствуются слова?
греческий: корабль, парус, философия
тюркский: базар, арбуз, балык
латинский:
каникулы монета, церемония
немецкий: штаб, галстук, парикмахер
французский: пьеса, шоссе, вальс
английский: лидер, хоккей, футбол
Слайд 5
5. Самостоятельная работа: Замените исконно русскими словами заимствования:
Презентация
коммуникабельный пленарное
шоу имидж минимальный
менталитет президиум подсекция
кворум перманентно дискуссия
индустрия конкретно фактически
Слова для справок: зрелище, представление, облик, общительный, обычаи-привычки, разрешение-указание, непрерывно, промышленность, вполне определённо, реально, достаточное число участников, собрания для принятия решения, наименьший, публичное обсуждение, расширенное заседание, подразделение-часть, руководящий орган собрания.
Слайд 6Как писать
сочинение – рассуждение
на лингвистическую тему
1. Тезис (нужно доказать)
2.
Доказательства
(или опровержения). Аргументы
3. Вывод
Слайд 7Работа над содержанием сочинения
Слайд 8Обратившись к словарю иностранных слов, выяснить, насколько оправданным является употребление заимствованных
слов в каждом конкретном случае
1 группа - Стоматологическая клиника «Иллюзия»
2 группа – Парикмахерская «Аллюр»
3 группа - магазин товаров для детей «Элегия»
Слайд 9Сбор аргументов
надо грамотно, правильно употреблять иностранные слова в речи;
обязательно обращать внимание
на значение иностранного слова. Если оно неизвестно, обращаться к словарям;
не использовать иностранные слова там, где есть возможность заменить их русскими словами (подбор синонимов)
Слайд 10
Работа над выводом
- Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
Употреблять
слова нужно внимательно, избегая иностранных слов там, где в этом нет необходимости, следить за правильностью и грамотностью речи.
«Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка»
(Александр Сумароков)
Слайд 11Домашнее задание:
Дописать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Почему надо грамотно употреблять
иностранные слова? »
(40-50 слов). Ввести в текст деепричастные обороты.