Презентация, доклад к уроку русского языка Причастие и деепричастие в заданиях ЕГЭ

Содержание

А.С. Пушкин заметил: «……….… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим:  карета, скачущая  по  мосту;  слуга, метущий комнату;  мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость ………….. вялым оборотом» М.В. Ломоносов сказал:

Слайд 1


Слайд 3А.С. Пушкин заметил: «……….… обыкновенно избегаются в разговоре.
Мы не говорим: 

карета, скачущая  по  мосту;  слуга, метущий комнату;  мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость ………….. вялым оборотом»

М.В. Ломоносов сказал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

А.С. Пушкин заметил: «……….… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим:  карета, скачущая  по  мосту;  слуга, метущий

Слайд 4 Причастие и деепричастие в заданиях ЕГЭ

Причастие и деепричастие в заданиях ЕГЭ

Слайд 5Орфоэпическая минутка
загнутый
избалованный
заселенный
кормящий
наживший
балуясь
целуясь
прибыв
начав
взято, взяты, взята
занят, занята
заперт, заперта









Орфоэпическая минутказагнутыйизбалованныйзаселенныйкормящийнажившийбалуясьцелуясьприбывначав взято, взяты, взята занят, занятазаперт, заперта

Слайд 6Орфоэпическая минутка
зАгнутый - сОгнутый
избалОванный - заколдОванный
заселЁнный - населЁнный
кормЯщий - сидЯщий
нажИвший -

изжИвший
балУясь - целУясь
прибЫв - забЫв
начАв – отнЯв
НО: в кратком причастии ж.р.
ударение падает на последний слог
взЯто, взЯты, но взятА
зАнят, но занятА
зАперт, но запертА









Орфоэпическая минутказАгнутый - сОгнутыйизбалОванный - заколдОванныйзаселЁнный - населЁнныйкормЯщий - сидЯщийнажИвший - изжИвшийбалУясь - целУясьприбЫв - забЫвначАв –

Слайд 7занятый, запертый, заселена, нажитый, нажита, наливший, нанявшийся, начавший, начатый, ободренный, ободрена,

понявший, принятый, снятый, снята, балуясь, закупорив, начавшись, отдав, подняв, поняв

Поставить ударение в словах

№ 4

ПРОВЕРЯЕМ

зАнятый, зАпертый, заселенА, нАжитый, нажитА, налИвший, нанЯвшийся, начАвший, нАчатый, ободрЁнный, ободренА, понЯвший, прИнятый, снЯтый, снятА, балУясь, закУпорив, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв

занятый, запертый, заселена, нажитый, нажита, наливший, нанявшийся, начавший, начатый, ободренный, ободрена, понявший, принятый, снятый, снята, балуясь, закупорив,

Слайд 8 Изучив, построенный, обещая, вскочив, звеня, увлекаемый, растущий, разбивая, тускнея,

прочитав, распахнувшиеся, колотый, улыбаясь, сказав, поджаренный, загоревшийся, разрешивший, перекатываемый, принятый, подъезжая

Морфология. Распределительный диктант

причастия деепричастия

Изучив, построенный, обещая, вскочив, звеня, увлекаемый, растущий, разбивая, тускнея, прочитав, распахнувшиеся, колотый, улыбаясь, сказав, поджаренный,

Слайд 9


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Взволнова…ый человек, испече…ый в духовке,

иллюстрирова…ый журнал, немоще…ый тротуар, сваре…ые вкрутую, масле…ый блин, неклее…ая подошва, груже…ые бревнами, обвеша…ы цветами, мудре…ый вопрос
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА   Взволнова…ый человек, испече…ый в духовке, иллюстрирова…ый журнал, немоще…ый тротуар, сваре…ые вкрутую,

Слайд 10


ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Вставить орфограммы, образовать от глаголов

действительные причастия настоящего времени Стел…т постель
бормоч…т тихо
мысл…т логично
увлека…т навсегда
обеща…т много
кле…т. бумагу
та…т быстро
убира…т двор

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА   Вставить орфограммы, образовать от глаголов действительные причастия настоящего времени Стел…т постель

Слайд 11 1)выдвин…шь, расходу…мые, наполн…м, возглавля…мый
2)исследу…мый, сфотогрфиру…мся, плат…м, покупа…мый
3)испыту…мый, плач…шь,

наблюда…мый, выгляд…шь
4)движ…мый, беспоко…шься, гон…мый, выполн…вший


В каком ряду слов на месте пропуска пишется буква И:

№ 11

ПРОВЕРЯЕМ

1) выдвинЕшь, расходуЕмые, наполнИм, возглавляЕмый
2) исследуЕмый, сфотогрфируЕмся, платИм, покупаЕмый
3) испытуЕмый, плачЕшь, наблюдаЕмый, выглядИшь
4) движИмый, беспокоИшься, гонИмый, выполнИвший

1)выдвин…шь, расходу…мые, наполн…м, возглавля…мый 2)исследу…мый, сфотогрфиру…мся, плат…м, покупа…мый 3)испыту…мый, плач…шь, наблюда…мый, выгляд…шь 4)движ…мый, беспоко…шься, гон…мый, выполн…вший

Слайд 12
Ночь пролетала над миром,
Сны на людей _____________ая;
С тёмно-лазуревой ризы


Сыпались звезды, __________ая.
Старые мощные дубы,
Вечнозеленые ели,
Грустные ивы листвою
Ночи навстречу шумели.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая.
Крики кузнечиков резвых
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь над землей ___________ая…
С тёмно-лазуревой ризы
Сыпались звёзды,__________ая.

Стихотворение А. Плещеева «Летние ночи» Прочитайте и попробуйте подобрать рифмующиеся деепричастия в первой и последней строфах

Ночь пролетала над миром, Сны на людей _____________ая; С тёмно-лазуревой ризы Сыпались звезды, __________ая.Старые мощные дубы, Вечнозеленые

Слайд 13


Причастный оборот, деепричастный оборот
- Что такое

причастный оборот?
- Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте?
- Что такое деепричастный оборот?
- Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте?
Причастный оборот, деепричастный оборот   - Что такое причастный оборот?- Какие знаки препинания ставятся

Слайд 14


КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В наступившей тишине невнятно

прогремел гром. Гром как бы предупреждал путников об опасности.


Поля засеяны пшеницей. Поля дали дружные всходы.








КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ   В наступившей тишине невнятно прогремел гром. Гром как бы предупреждал

Слайд 15


Укажите грамматически правильное продолжение предложения










Сделав несколько упражнений на дыхание,
1)это помогает говорить четко и выразительно
2)ваша речь будет более четкой и выразительной
3)приступайте к произнесению скороговорок
4)следующим упражнением должно быть чтение скороговорок.

Готовясь к устному выступлению,
1)необходимо разобраться в существе вопроса
2)потребуется личная убежденность оратора
3)у меня возникло свое видение проблемы
4)стала понятна точка зрения оппонента.


Укажите грамматически правильное продолжение предложения     Сделав несколько упражнений на дыхание,1)это

Слайд 16 Придаточное определительное предложение причастным оборотом НЕЛЬЗЯ заменить, если:

слово КОТОРЫЙ стоит в Р., Д., Т., П. падежах и В.падеже с предлогом;
перед главным словом стоит указательное местоимение ТАКОЙ, ТЕ, ТАКАЯ и т.д.;
сказуемое в придаточном предложении выражено формой будущего времени глагола или глаголом в форме условного наклонения.

Придаточное определительное предложение причастным оборотом НЕЛЬЗЯ заменить, если:   слово КОТОРЫЙ стоит в Р., Д.,

Слайд 17


Синонимика СПП и простого предложения
с обособленным определением


В каком предложении придаточное определительное МОЖНО заменить причастным оборотом?
1. Москва – это город, в котором родился и провел свое детство А.С.Пушкин.
2. Среди многих памятных мест России, которые связаны с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, особенно примечательно Болдино.
3. Те места, которые вдохновляли А.С.Пушкина на создание шедевров словесности, с 1922 года называются заповедником «Михайловское».
4. Работа в библиотеке Святогорского монастыря, сам облик древней обители послужили А.С.Пушкину творческим материалом, используемым поэтом для создания образов русской истории в трагедии «Борис Годунов», которую мы будем читать с удовольствием.









Синонимика СПП и простого предложения с обособленным определением   В каком предложении придаточное

Слайд 18


Навыки грамотного пунктуационного оформления причастных и деепричастных оборотов


Отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний; они шли и качаясь деревья-великаны скрипели и гудели сердитые песни а молнии летая над вершинами леса освещали на минуту синим, холодным огнем и исчезали пугая людей. И деревья освещенные огнем молний казались живыми и простирали вокруг людей уходивших из плена тьмы корявые, длинные руки сплетая их в густую сеть пытались остановить людей.









Навыки грамотного пунктуационного оформления причастных и деепричастных оборотов Отрывок из рассказа М. Горького «Старуха

Слайд 19 1). Она живо повернулась к нему гневным движением, еще (НЕ)

успевшим передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.
2). Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ) видимое отсюда именьице Шахматово.
3). В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ) покрытой головой.



Определить предложение, в котором
НЕ со словом пишется раздельно

№12





1). Она живо повернулась к нему гневным движением, еще (НЕ) успевшим передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.2).

Слайд 20


1)Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно

(3) стоявшее недалеко от меня почти у самых деревьев (4) бывших выше его мачт.


2) Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.



Пунктуация при причастных и деепричастных оборотах
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые

№16





1)Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от меня почти

Слайд 21Задание №16
онлайн тест

http://saharina.ru/tests/test.php?name=test88.xml

Задание №16онлайн тестhttp://saharina.ru/tests/test.php?name=test88.xml

Слайд 22Домашнее задание
Придумать самостоятельно задания на те разделы языкознания, которые мы сегодня

повторили
(по 2 примера на каждый раздел)
Домашнее заданиеПридумать самостоятельно задания на те разделы языкознания, которые мы сегодня повторили (по 2 примера на каждый

Слайд 23Рефлексия
Я справился (не справился)….
Я смог (не смог)….
У меня получилось (не получилось)…
Я

доволен(не доволен) собой …
Мне было трудно…
Мне было легко…
Мне необходимо поработать над…
РефлексияЯ справился (не справился)….Я смог (не смог)….У меня получилось (не получилось)…Я доволен(не доволен) собой …Мне было трудно…Мне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть