Слайд 1 Для жизни, а не для школы учимся мы
Слайд 2Подготовка к ОГЭ по русскому языку
(работа над тестовой частью)
9 класс
Слайд 3Цели урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения
тестовых заданий ОГЭ – 2020:
«Грамматическая основа предложения»,
«Знаки препинания в сложных предложениях»,
«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,
«Орфографический анализ слов»,
«Анализ средств выразительности»,
«Лексический анализ».
Умение применять знания на практике, подготовка к сдаче экзамена.
Слайд 4Разминка.
Игра-конкурс «Фразеологическая дуэль»
топтаться на…..
крокодиловы…..
от корки…..
ждать у моря….
принять за чистую…..
овчинка…..
проще пареной….
обвести вокруг……
не в бровь……..
сулить золотые…..
кисейная…..
свежо предание…..
рог……
на сон……
голод не……
Сесть в калошу
Совать нос
Сматывать удочки
Как снег на голову
В час по чайной ложке
Кот наплакал
Путаться под ногами
Слайд 5«Кто быстрее и правильнее?»
Задание (с комментарием)
Слайд 6«Грамотеи».Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении
К…гда скл…няется день, к…гда
роз…вая мгла од. . .вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.
А) о - а - а - о - и - т - е - о.
Б) о - о - о - о - е - т - е – о
В) а - а - а - о - и - и - а.
Г) о - о - о - а - и - и - а.
Слайд 7«Превращения»
Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью
согласование и наоборот:
1. каша из гречки –
2. дом из кирпича –
3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
Слайд 8Работа в группах.
Карточка 1. Укажите количество грамматических основ.
1. Казалось, что
он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.
4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
5. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.
Слайд 9ОТВЕТЫ:
1 -3
2 -3
3 -4
4 -2
5 -2
Слайд 10Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений
1. Солнце не успело подняться высоко,
но уже слало вниз приветливые лучи.
2. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.
3.Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.
4. Фродо тяжко клевал носом.
5. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.
6. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.
Слайд 11ОТВЕТ:1. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые
лучи.
2. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.
3.Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.
4. Фродо тяжко клевал носом.
5. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.
6. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.
Слайд 12Задание ОГЭ № 3
Запишите предложение. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Слайд 13Проверьте!
В Александрии работало немало выдающихся учёных, (1) среди (2) которых
географ и математик Эратосфен , (3) сумевший вычислить
диаметр Земли с высокой по тем временам точностью , (4) математик Эвклид , (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии , (6) астроном Аристарх Самосский , (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший , (8) что Земля – шар , (9) вращающийся вокруг Солнца.
1, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9
Слайд 14 Синтаксический анализ. Задание ОГЭ № 2. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
Немало ученых работало- одна из грамматических основ
2. В предложении присутствует союзная подчинительная связь.
3. Эратосфен сумевший вычислить- одна из грамматических основ.
4. В предложении 2 грамматические основы.
5. В предложении есть составное именное сказуемое.
1,2,5
Слайд 15Задание ОГЭ № 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых
дано верное объяснение написания выделенного слова.
1. РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2. ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3. РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4. (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3−го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5. (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Слайд 16
за
Проверьте
1. РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный
звук, пишется буква С.
2. ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3. РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4. (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3−го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5. (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
1, 5
Слайд 17Задание № 7
Анализ средств выразительности.
В каком варианте ответа средством выразительности речи
является фразеологизм?
1. Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.
2. Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3. Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
4. Я понял, что судьба моя висит на волоске.
Слайд 18Проверьте
1. Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал
и завершал удалой или грустной песней.
2. Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3. Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
4. Я понял, что судьба моя висит на волоске.
Пойти по стопам- стать последователем в каком- либо деле.
Висеть на волоске- находиться в крайне опасном положении.
2,4
Слайд 19Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Как
может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Слайд 20Задание № 7
Проверьте
1.Как может этот маленький человек держать в руках
эти страшные вёсла?
2.И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3.К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4.Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5.Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
6. Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
7. Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление».
1,4
Слайд 21Самостоятельная работа. Текст для анализа.
1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть
идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу.
В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!
Задания:
1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
3. Определите количество грамматических основ 1-го предложения
4. Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»
5. Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
6. Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
7. Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление».
Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
1,4
Слайд 22Домашнее задание:
выполните тестовые задания
(варианты 1-2), дополнительное задание (по выбору)
Карточка
с домашним заданием (по выбору).
Иван не отвечал.(2) Он – то верно знал, что его родник – заколдованный.(3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки. (5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочна на диво. (6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу (7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты. (8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала. (9).А потом он прыгнул с крыши в сугроб.(10) Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок (11).Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлёстывая друг друга берёзовыми вениками.
Задания.
1. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3. Выпишите из текста местоимения.
4.Выпишите номер предложения с уточняющим словом.
5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.
6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.
7.Из 7 предложения выписать слово – исключение.
8. Из предложения 11 выписать словосочетания:
А). Со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ.
Б). Со способом УПРАВЛЕНИЯ.
В.) Со способом ПРИМЫКАНИЯ.
9. Выпишите номера сложных предложений.