Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
Разработан учителем русского языка и литературы
МБОУ Сандовской СОШ
О. А. Бурыгиной
Слайд 3орфограмма
Первая буква названия буквы (согласной или гласной), которую нужно проверить или
Слайд 4повествовательное
Первая буква названия вида предложения по цели высказывания, в котором сообщается
Слайд 5распространенное
Первая буква названия вида предложения, в составе которого есть второстепенные члены
Слайд 6дополнение
Первая буква названия второстепенного члена предложения, который обозначает предмет, отвечает на
вопросы косвенных падежей и подчеркивается штрихом
О
П
Р
Д
Слайд 7глагол
Вторая буква названия части речи, которой чаще всего выражено сказуемое
О
П
Р
Д
Л
Слайд 8невосклицательное
Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно
Слайд 9именительный
Первая буква названии падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее
О
П
Р
Д
Л
Н
И
Слайд 10тире
Последняя буква названия знака, который ставится между подлежащим и сказуемым, если
они выражены существительным в именительном падеже
О
П
Р
Д
Л
Н
И
Е
Е
Е
Е
Слайд 11Второстепенные члены
предложения.
Определение.
Цели урока:
узнать, что такое определение
научиться
находить определения в тексте.
Слайд 12
На какой вопрос
отвечает?
Что обозначает?
Какими частями
речи выражается?
Как подчеркивается?
Слайд 13Чей?
Какой?
Мест.
Прил.
Осыпается наш осенний сад.
Капля дождя упала в воду.
Какая?
Сущ.
Слайд 14
На какой вопрос
отвечает?
Что обозначает?
Какими частями
речи выражается?
Как подчеркивается?
Какой? Чей?
Признак предмета
Прилагательным,
местоимением
Волнистой
чертой
Слайд 15Чей?
Какой?
Мест.
Прил.
Осыпается наш осенний сад.
Капля дождя упала в воду.
Какая?
Сущ.
Слайд 16Багряный
От общеславянского bagrъ
(темно-красный)
Слайд 17Багряный
А) цвет сирени
Б) красный цвет
густого, темного оттенка
В) розоватый оттенок
Слайд 18Багряный, баг-ря-ный [ б а г р а н ы й
]
б – [ ] – согласный, твердый, парный, звонкий, парный.
а – [ а ] - , безударный.
г – [ г ] – согласный, , парный, звонкий, парный.
р – [ ] – согласный, , парный, звонкий, .
я – [ ] – гласный, ударный.
н – [ н ] - ,твердый, звонкий, непарный.
ы – [ ы ] – гласный, .
й – [ й’] - , мягкий, , звонкий, непарный.
8 б., зв..
Слайд 19Багряный, баг-ря-ный [ б а г р’ а н ы й’
]
б – [ б ] – согласный, твердый, парный, звонкий, парный.
а – [ а ] - гласный, безударный.
г – [ г ] – согласный, твердый, парный, звонкий, парный.
р – [ р’ ] – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный.
я – [ а ] – гласный, ударный.
н – [ н ] - согласный, твердый, парный, звонкий, непарный.
ы – [ ы ] – гласный, безударный.
й – [ й’] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный.
8 б., 8 зв..
Слайд 201.Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю , и она
покрывается ковром.
2.Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю , и она покрывается желто-красным ковром.
Слайд 22Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый
цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки грибов подосиновиков. (И. Соколов-Микитов).
Слайд 23Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем
летит на листву.
С. Есенин.
Слайд 24Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. А. Бунин.
Слайд 41«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много
красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».
М.Ладур
Слайд 42Домашнее задание:
§ 38 (с. 75)
1 группа (на выбор): на оценку «5»
- сочинение-миниатюра на тему «Осень» с использованием определений;
на оценку «4» - упражнение 182.
2 группа: на оценку «5» – задание 5 (рабочие материалы), на оценку «4» - упражнение 181
Слайд 43Второстепенные члены
предложения.
Определение.
Цели урока:
узнать, что такое определение
научиться
находить определения в тексте.
Слайд 44Выпишите номера предложений, в которых есть определения.
1. По опушкам леса ещё
растут подосиновики.
2. После знойного лета наступила холодная осень.
3. По высокому синему небу плывут облака.
4. Листья летят отовсюду и падают на воду.
5. Ранним утром далеко слышен рёв старого лося.
6. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.
7. К далёкому пути готовятся дикие утки.