Слайд 1
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
Слайд 2 Однажды шёл по лесу мудрец. И
он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень мал. "Что ты делаешь?" - спросил мудрец.
"Не видишь - я работаю!" - сердито ответил лесоруб. "Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее", - посоветовал мудрец. "Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!" - ответил упрямый лесоруб.
Слайд 3
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
Не с существительными.
Слайд 6Вывод 1.
НЕ пишется слитно с существительными, которые…
Слайд 7 Узнай лексическое значение.
Слайд 8 Узнай лексическое значение.
Это
об
образовании
Это о
воспитании
Слайд 9
1. «Невежда!» - вскричал он, когда мимо него, даже не поздоровавшись,
прошел Тимофей.
2.Хотя он и невежда, но при этом человек вежливый и более или менее воспитанный.
Слайд 10
Постарайтесь дать ответ на вопрос «При каком условии НЕ с существительными
пишется слитно, а при каком – раздельно?»
Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов НЕ с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?
Слайд 11Вывод 2.
НЕ пишется слитно с существительными, которые…
НЕ пишется раздельно, если…
Слайд 12Он не акула и не кит,
Он не барсук, и он
не крот,
Но под землёй не пропадёт,
Он не орёл, не гусь, не дрозд,
Но может долететь до звёзд.
Не догадаешься вовек,
Всё может только человек.
(Д. Родари.)
Слайд 13Вывод 3.
НЕ пишется раздельно с существительными, если…
Слайд 14
Задание: перепишите, раскрывая скобки.
(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода,
(не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, (не)вежда,(не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда.
Слайд 153. Синтаксическая пятиминутка.
«Составь предложение».
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение,
поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
Слайд 17Тест
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
А) Мешала
(не)погода, а другие обстоятельства.
Б) Полная (не)лепица.
В) Причины (не)успеваемости.
Слайд 18
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким
по значению выражением.
А) Прилив (не)нависти.
Б) (Не)знание предмета.
В) Жизнь красна (не)днями, а делами.
Слайд 193. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом А.
А)
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Б) Говорить (не)правду некрасиво.
В) Говорить (не)правду, а ложь.
Слайд 204. Не с существительными пишется раздельно.
А) (Не)везение преследовало меня.
Б) (Не)везение, а труд и
настойчивость приведут к успехам в знаниях.
В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Слайд 215. Не с существительными пишется раздельно.
А) Учение - красота, а (не)учение -
слепота.
Б) Сила с (не)правдою не уживаются.
В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Слайд 23Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) __________________________________________________________________
Сегодня
на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ___________________________________________________________________
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) ____________________________________________________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
_____________________________________________________________________