Слайд 1Гото в и м ся к Е Г Э
п о р у с с к о м у я з ы к у
Слайд 2Урок подготовки
к сочинению-рассуждению.
Комментарий
Слайд 3К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Слайд 4Комментарий
Комментарий к проблеме – это рассуждения,
пояснительные замечания
по поводу проблемы
текста, её толкование.
Комментарий может содержать характеристику проблемы
с точки зрения её актуальности, значимости для определённых
кругов населения или для всех нас,
причины её возникновения, отнесённости её
к определённому типу проблем.
Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы,
умении видеть те её аспекты, которые наметил автор,
следить за ходом авторской мысли.
Слайд 5Ключевые вопросы для комментария
1) Почему появилась необходимость постановки этой проблемы
(вопроса)?
2) На примере какого материала рассматривается проблема?
3) Каковы позиции сторон конфликта?
4) Каковы (возможные) последствия, если проблема не будет разрешена?
Слайд 6Исходный текст
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются
капли
росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о
сверкании росного утра. (3)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни
капли мерцают глубокой зеленью, другие – чисто кровавого цвета, третьи – матово
светятся изнутри, четвертые – молочно-голубые, пятые – белые, как молоко, но
просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение
сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых
цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою
синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть
то синими, то желтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку
слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них,
светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и
ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой
яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив
осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7)Но
нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека,
когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не
обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более
крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в
природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его
невозможно.
(9)Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет
зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает
окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст
сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел
цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в
цветущем вишневом саду.
(В. Солоухин)
Слайд 9Оценки, поставленные экспертами
1 вариант: содержание исходного текста в целом понято и
прокомментировано – 2 балла.
2 вариант: содержание исходного текста и позиция автора в целом поняты верно и прокомментированы без искажения фактов – 2 балла.
Слайд 10Автор может:
• эмоционально воздействовать на читателя;
• заставить читателя задуматься над проблемами;
•
пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;
• убеждать читателя в правоте своей позиции;
• использовать ряд убедительных аргументов;
• открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …;
• призывать читателя к …
Слайд 11Формулировка комментария:
Автор анализирует, характеризует, отмечает,
сопоставляет, подчёркивает, отмечает важность,
критически относится; объясняет это тем, что; ссылается на…
Автор убеждён; полагает, что; убедительно доказывает;
отстаивает точку зрения, призывает…
Автор одобряет, восхищается, соглашается, признаёт достоинства…
Автор отмечает недостатки, упрекает (в небрежности, неточности),
критикует, опровергает, сожалеет, сомневается, допускает, предполагает…
В своих рассуждениях о… автор убедителен. По его мнению,…
Вопрос, поднятый автором, беспокоит человечество сотни лет. Эта
проблема не утратила актуальности и сейчас. Что нужно…
С первых строк текста автор вовлекает читателей в беседу. Словно
приглашая к разговору, он обращается к нам,
предлагая понаблюдать (подумать)…
Слайд 12Исходный текст (упр. 14.6, стр. 13)
Две беды стоят у
порога нашего общего дома – планеты Земля, и каждого конкретного дома, будь то скромная сельская хата или столичный небоскрёб. Первая – угроза ядерной катастрофы. Вторая – экологический инфаркт. Природа в предынфарктном состоянии – рядом, вокруг, сегодня. Для каждого настал час тревоги, личной гражданской ответственности за зелёный и живой мир. Но все ли слышат этот предупреждающий «бой часов»?
Ф.Моргун
Слайд 13Задание: вставь подходящие по смыслу слова, фразы, цитаты.
В данном тексте _________обращается
ко всем людям
Земли, подчёркивая _____________существующей
проблемы. Он убеждён, что ___________общие. Для
автора нет сомнений в том, что
«______________________________». Поэтому с особой
горечью ________ спрашивает,________________. Ведь,
по его мнению, никто не может не задумываться о
том, к каким последствиям приведёт бездумное
отношение к природе.
Слайд 14Исходный текст – упр. 11.2, стр. 9
Наша прекрасная Земля
тяжело больна. Её болезнь – это признак и одновременно следствие нашего невежества. Мы избавимся от него, только преобразовав самих себя, если то, что исстари называли работой души и духа, хотя бы на шаг будет опережать нашу природопреобразовательную прыть.
И.Петрянов-Соколов
Слайд 15Рефлексия
Выпускник получит за комментарий 0 баллов, если…
не прокомментирует проблему, прокомментирует другую
проблему, допустит более 1 фактической ошибки, просто перескажет текст или процитирует его большой фрагмент
Автор в своём тексте может…
убеждать, призывать, искать причины явлений, сожалеть, спорить и т.д.
Комментарий – это…
рассуждение, пояснение по поводу проблемы текста, её толкование.
Комментарий свидетельствует о…
степени понимания проблемы, умении следить за ходом авторской мысли.