Слайд 1Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом
Слайд 2Лингвистическая разминка.
Найдите и выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется
буква а:
К…рзина, 2) обл…ка, 3) к…стрюля, 4)сг…рел, 5) к..йма.
Слайд 3Работа со словарем.
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю
ткани, изделия
Слайд 41.Спишите, расставляя знаки препинания.
Сверкая и искрясь на солнце осыпался иней с
древесных вершин сбитых падением самолета.
2. Переехав через гору и спустившись в долину осенённую деревьями я увидел минеральный ключ текущий поперёк дороги.
3. Она опустила на колени руки только что вымытые и красные от студёной воды и закрыв глаза подставляла лицо октябрьскому солнцу.
4.Тяжело опираясь на палку он сделал несколько шагов по аллее прикрытой маскировочной сеткой
Слайд 5Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения. Обратите внимание на выделенные строки.
Береза
Белая береза
Под
моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Слайд 6
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Слайд 7Объяснение нового материала.
В сравнении обычно выделяют 3 элемента:
- то, что сравнивается,
- ПРЕДМЕТ;
- то, с чем что-то сравнивается, - ОБРАЗ;
-то, на основании чего одно сравнивается с другим, - ПРИЗНАК.
Слайд 8 Лингвистический эксперимент.
Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии
А.Пушкина.
Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ______, тягуч и ярок, как _______, прозрачен и чист, как ______, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как _________.
Слайд 9Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и
густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.
Слайд 10Проанализируйте предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке
знаков препинания при сравнительных оборотах.
1.Анализ предложений.
Германн трепетал, как тигр, ожидая назначенного времени.
Он ее боялся, как огня…
Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню...
Вывод: обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми.
Слайд 11
Работа с учебником.
Чтение правила.
Слайд 12Сопоставим пары предложений:
Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки
как два зеленых огонька.
Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово как солнышко.
Слайд 13Вывод:
сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в
состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.
В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились(как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.
Слайд 14Посмотрим на следующие предложения и сделаем вывод о том, какие союзы
могут использоваться вместо союза КАК?
Внизу сновали, будто муравьи, люди.
Он, покраснел, словно помидор.
Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу.
С высоты мне виделась Москва, что муравейник.
Слайд 15 Что нового мы открываем в этих предложениях?
Вместо союза как могут
использоваться союзы будто, словно, точно, что. Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы.
Слайд 16 Что такое сравнение?
Сравнение - это сопоставление одного предмета с другим,
придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
Слайд 17Запомните, что фразеологические обороты на письме запятыми не выделяются!!!
1.Корабль словно щепку
бросало на волнах.
2.Это ветер гулял словно гром.
3.Будто капли серебряной росы блестели первые звёзды.
4.Зелёный луг как чудный сад пахуч и свеж.
5.Весь день дождь лил как из ведра.
6.Он проснулся ни свет ни заря.
7.Гость свалился как снег на голову.
Слайд 18ПРОВЕРЬТЕ!
1.Корабль, словно щепку, бросало на волнах.
2.Это ветер гулял, словно гром.
3.Будто капли
серебряной росы, блестели первые звёзды.
4.Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж.
5.Весь день дождь лил как из ведра.
6.Он проснулся ни свет ни заря.
7.Гость свалился как снег на голову.
Слайд 19Замените наречия фразеологизмами, какие виды обстоятельств у вас получились?
Он живет далеко.
Ответь
мне честно.
Наши дома стоят рядом.
Саша проснулся рано.
Петя бежал быстро.
Наташа трудилась хорошо.
Слайд 21ТЕСТ.
1.В каком случае перед КАК не ставится запятая?
1) Я долго смотрел
как тлели угли костра.
2)Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка.
3)Наш школьный двор как сад.
2.В каком случае перед КАК запятая ставится?
1) Наш сад как проходной двор.
2)Марья Ильинична сидела как на иголках.
3)Внизу как зеркало стальное синеют облака.