Презентация, доклад к уроку русского языка на тему Сложносочиненные предложения

Содержание

Сложносочинённые предложения

Слайд 1


С благоговеньем прикасайся  К тому, чем ты вооружён,  Твори светло

и упивайся  Безбрежным русским языком.  Воздушно лёгок, сочен, вкусен,  Суров и нежен, многолик,  Во всех мелодиях искусен  Наш удивительный язык. 
Ему к лицу и термин узкий,  И междометный вздох, и клич.  Гордись, что понимаешь русский,  Старайся глубину постичь.  Сергей Скачко

Язык

С благоговеньем прикасайся  К тому, чем ты вооружён,  Твори светло и упивайся  Безбрежным

Слайд 2Сложносочинённые предложения

Сложносочинённые предложения

Слайд 3 Цель: систематизировать знания обучающихся по теме.
Задачи:
повторить и закрепить умение учащихся определять

грамматическую основу, структуру сложносочиненного предложения и его частей, 
закрепить умение учащихся расставлять знаки препинания,
помочь обучающимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;
активизировать словарный запас обучающихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
развивать мыслительную деятельность обучающихся;
воспитывать любовь к языку;
проверить знания обучающихся по теме урока.

Цель:  систематизировать знания обучающихся по теме.Задачи:повторить и закрепить умение учащихся определять грамматическую основу, структуру сложносочиненного

Слайд 4Задание Блиц-опрос: кто быстрее и точнее?
1.Что такое грамматическая основа?
2. Всегда ли

грамматическая основа состоит из двух главных членов?
3. Какие предложения называются простыми?
4. Какие предложения называются сложными?
5. На какие группы делятся сложные предложения?
6. Назовите два отличия сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.
7. В чем особенность бессоюзных предложений?
8. На какие группы делятся сочинительные союзы?
9. К какой группе относится союз ЖЕ?
10. К какой группе относится союз НЕ ТОЛЬКО…, НО И?
11. К какой группе относится союз ИЛИ?


Задание  Блиц-опрос: кто быстрее и точнее?1.Что такое грамматическая основа?2. Всегда ли грамматическая основа состоит из двух

Слайд 5Сергей Есенин
Выросший

на Рязанской земле и с детства тесно общаясь с природой, Есенин очень тонко чувствовал ее красоту. Она была для него живым организмом, который рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.
Есенин был подлинным гуманистом, стремился воспевать лучшее в человеке, возвысить его в звании «Человек».
Сергей Есенин         Выросший на Рязанской земле и с детства

Слайд 6Задание Нарисуйте схемы предложений.
1. Отг…ворила роща золотая Березовым веселым языком И журавли,

печально прол...тая, Уж (не) жалеют больше  ни (о) чем.
Задание   Нарисуйте схемы предложений.1. Отг…ворила роща золотая Березовым веселым языком И журавли, печально прол...тая, Уж

Слайд 72. …Я пришёл на эту землю Чтоб ск…рей ее покинуть.
3. Пот…нула

деревня в ухабинах Засл…нили избенки леса.


2. …Я пришёл на эту землю Чтоб ск…рей ее покинуть. 3. Пот…нула деревня в ухабинах Засл…нили избенки

Слайд 8Николай Рубцов.
  Стихи пытался писать еще

в детстве. Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...
«Коротко о себе»




 
Николай Рубцов.       Стихи пытался писать еще в детстве. Особенно люблю темы родины

Слайд 9Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
1.Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг

журавли.
2. Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто.
3.Гость молчит, и я ни слова.
4. Я сильный был, но ветер был сильнее.
5.Я люблю, когда листья падают с берез.
6. В окно закатывалось солнце, и влагой веяли пруды.
7. Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным все в один момент.
8. Зима глухая бродит по дорогам, а вьюга злая жалобно скулит.


Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.1.Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг журавли.2. Я слышу печальные звуки, которых

Слайд 10Задание Выпишите предложения в нужную графу таблицы. (Запятые НЕ расставлены)

1. Ушло

тепло с полей и стаю журавлей ведет вожак в заморский край зеленый.
2. Еще цвели одуванчики но вся трава уже высохла от зноя.
3. Мы будем строить города чтобы века они стоять могли.
4. Когда с деревьев опал золотой лист журавли потянулись к югу.
5. Уже румянит осень клены а ельник зелен и тенист.
6. В лесу стоит глубокая тишина потому что улетели главные певцы.
7. Закат пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой.

Какое предложение оказалось лишним?

Задание Выпишите предложения в нужную графу таблицы. (Запятые НЕ расставлены)1. Ушло тепло с полей и стаю журавлей

Слайд 11Валентин Распутин.
Удивительный человек, и все

рассказы его и повести тоже удивительны, ибо это признание в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.
Валентин Распутин.      Удивительный человек, и все рассказы его и повести тоже удивительны,

Слайд 12 Учился я хорошо, с

французским же у меня не ладилось из-за произношения.2. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало мое ангарское происхождение.3.Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык.4.Постепенно я стал довольно способно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками. 5.Уже можно было прекратить занятия на дому, однако я не решался сказать об этом Лидии Михайловне.
В.Распутин «Уроки французского»

Задание
Подчеркнуть грамматические основы, выделить союзы.

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось

Слайд 13Антон Павлович Чехов

Довел до виртуозности, до гениальности обыкновенное изображение обыкновенной жизни. «Без героя» — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: «без героизма». И как характерно, что даже объем рассказов у Чехова — маленький. Какая противоположность многотомным романам Достоевского, Гончарова…
В. Розанов 
Антон Павлович Чехов        Довел до виртуозности, до гениальности обыкновенное изображение

Слайд 14Задание Вставить подходящие по смыслу сочинительные союзы (и, а, но, то-то,

однако)

1.Анна Сергеевна не плакала … была грустна.
2.Подошел какой-то человек, посмотрел на них … ушел.
3.В комнате было душно … на улице вихрем носило пыль.
4. Алехин простился и ушел … гости остались наверху.
5. Солнце светит по-весеннему … в доме пасмурно.
6. … ветер подует и тронет верхушки … лягушки зашелестят в прошлогодней листве … за стеной часы пробьют четверть.
7. Дождя нет … земля суха как перец.

Задание  Вставить подходящие по смыслу сочинительные союзы (и, а, но, то-то, однако)1.Анна Сергеевна не плакала …

Слайд 15Иван Айвазовский
Вся жизнь этого знаменитого художника

прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна.
Иван Айвазовский     Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он

Слайд 16Задание Найдите сложносочиненные предложения, укажите их номера.

1.Легли на

холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
2.И след простыл печали и тоски.
3.Душа вспорхнула, волны догоняя.
4.Вода меняет цвет.
5.Она горит И сотни лун куда (то) мчат потоки.
6.Вот-вот проглянет солнце на востоке И океан покорно замолчит.

Анна Веселова
«Впечатление от Айвазовского»
Задание  Найдите сложносочиненные предложения, укажите их номера.   1.Легли на холст (не)брежные мазкиИ побежала (в)даль

Слайд 17Задание Выписать только сложносочиненные предложения
Челкаш рассердился и острое жжение в груди

передернуло его. (М.Горький)
Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)
Первая охотничья неудача рассердила меня но не истребила страсти. (И.Тургенев)
К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.
Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.
Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.

Простое и сложное предложение

Задание  Выписать только сложносочиненные предложенияЧелкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)Дед прихлебывал чай

Слайд 18   Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим

мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А.Сумароков
  Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Слайд 19

Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать

пение птиц. 
(Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)
Вследствие продолжительных дождей болота стали непроходимые. 
(Шли продолжительные дожди, и болота стали непроходимые.)
Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот. 
(То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то топот)

.

Конструирование предложений

Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако

Слайд 20Поднялось солнце и высушило росу на траве.
Начался сильный дождь и быстро

намочил асфальт, траву и деревья.
Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
В приморский порт пришли женщины и подрезали разросшиеся кусты.
Девочка подошла к ребенку и ласково улыбнулась ему.

Задание
 Из простого предложения образуйте сложносочиненные.

Поднялось солнце и высушило росу на траве.Начался сильный дождь и быстро намочил асфальт, траву и деревья.Розы цвели

Слайд 21Проверь себя.
Поднялось солнце, и высохла роса на траве.
Начался сильный дождь, и

быстро намокли асфальт, трава и деревья.
Розы цвели чудесно, и маленькая хозяйка радовалась.
В приморский порт пришли женщины, и разросшиеся кусты были подрезаны.
Девочка подошла к ребенку, и он увидел ее ласковую улыбку.

Проверь себя.Поднялось солнце, и высохла роса на траве.Начался сильный дождь, и быстро намокли асфальт, трава и деревья.Розы

Слайд 22Исаак Левитан
Один из крупнейших

художников России конца XIX века, непревзойденный мастер русского «пейзажа настроения». Всего Левитан написал около 1000 картин
и этюдов, лучшие из них находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
 

Исаак Левитан       Один из крупнейших художников России конца XIX века, непревзойденный

Слайд 23Задание Составьте 3-4 предложения по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».


 
Настало

время таянья снегов,  И вновь звучит мелодия капелей.  Размыта высь плывущих облаков  Под синевой весенней акварели.  Журчит ручьями талая вода,  Раскрыло солнце тёплые ресницы.  Ворвался птичий гомон в города,  И салютуют заревом зарницы. 

С.Ромашина
Задание  Составьте 3-4 предложения по картине  И. Левитана «Весна. Большая вода». Настало время таянья снегов,  И

Слайд 24Домашнее задание
Выписать из сказок М.Е.

Салтыкова - Щедрина 10 сложных и простых предложений  с различными видами сочинительных союзов
ИЛИ
написать сочинение о весне (15-20 предложений)
Домашнее задание      Выписать из сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина 10 сложных и

Слайд 25Самостоятельная работа.
Желаю удачи!

Самостоятельная работа.Желаю  удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть