Слайд 1А.С. Пушкин
…Делать нечего. Она
Черной зависти полна
Бросив зеркальце под лавку
Позвала к себе
Чернавку
И наказывает ей
Сенной девушке своей
Весть царевну в глушь лесную
И связав её живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Слайд 2А.С. Пушкин
…Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к
себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Слайд 3Понятие об обособленных членах предложения
Тема урока:
Слайд 4Цели урока:
Узнать, что такое обособление.
Научиться находить в тексте и выделять
на письме обособленные члены предложения.
Слайд 5Пришла яркая и солнечная весна.
Пришла весна, яркая и солнечная.
Рассмотрим два предложения:
Слайд 6Обособленные члены
предложения - это смысловые
отрезки, которые имеют
дополнительное смысловое
значение, выделяются в устной
речи с помощью интонации, а на
письме запятыми.
Слайд 7Вопросы:
Что называется обособлением?
Что служит в качестве языкового средства обособления?
Как
выделяются на письме обособленные члены предложения?
Какие члены предложения могут быть обособленными?
Слайд 8Из стихотворений Валерия Брюсова:
1) И, шипя под хрупким шаром,
И в стекле
согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
2) Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
3) Меня, искавшего безумий,
Меня, просившего тревог,
Меня, вверявшегося думе,
Под гул колёс в столичном шуме
На тихий берег бросил рок.
Слайд 9Из стихотворений Валерия Брюсова:
1) И, шипя под хрупким шаром,
И в стекле
согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
2) Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
3) Меня, искавшего безумий,
Меня, просившего тревог,
Меня, вверявшегося думе,
Под гул колёс в столичном шуме
На тихий берег бросил рок.
Слайд 10Спишите предложения. Расставьте пропущенные знаки
препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически
обозначьте слово, к которому они присоединяются.
I вариант
1. Арно услышавший сзади себя разговор повернулся и побежал к людям.
2. Собака тотчас же поплыла назад выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами громко и обиженно фыркая.
Слайд 11Спишите предложения. Расставьте пропущенные знаки
препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически
обозначьте слово, к которому они присоединяются.
II вариант
1. Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны шуршавшие о прибрежный гравий пугали его.
2. Собака зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула.
Слайд 12Спишите предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Графически
обозначьте слово, к которому они присоединяются.
III вариант
1. Выскочив на сушу она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея.
2. Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку вылезавшего боком из лямки и лаял на него.
Слайд 13ОТВЕТЫ:
I вариант
1. Арно, услышавший сзади себя разговор, повернулся и побежал к
людям.
2. Собака тотчас же поплыла назад, выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами, громко и обиженно фыркая.
II вариант
1. Соленая вода ему не понравилась, а легкие волны, шуршавшие о прибрежный гравий, пугали его.
2. Собака зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.
III вариант
1. Выскочив на сушу, она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и Сергея.
2. Пес уже давно скакал в волнении всеми четырьмя лапами на дедушку, вылезавшего боком из лямки, и лаял на него.
Слайд 14Рефлексия:
Что Вам показалось трудным на уроке?
Как Вы думаете, почему?
Слайд 15Домашнее задание:
Б: § 47; упражнение 289.
П: § 47; творческое задание по
упражнению № 290 (распространите зависимыми словами второстепенные члены предложения).