Презентация, доклад к уроку русского языка на тему Местоимение как часть речи

Содержание

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский

Слайд 1Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Комаричской СОШ №1 Павлинцева Вера

Ильинична
Подготовила:учитель русского языка и литературы МБОУ Комаричской СОШ №1 Павлинцева Вера Ильинична

Слайд 2«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный

русский язык»

К.Г.Паустовский
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Слайд 3Проверка домашнего задания


Сочинение
о домашних
животных

Проверка домашнего заданияСочинение о домашних животных

Слайд 4Жила-была один мальчик. Мальчик любил ходить в школу. Каждый день мальчик

утром собирался в школу и шёл учиться. А вечером мальчик, выпив чаю, начинал делать уроки. Сделав все задания, мальчик шёл гулять.

Можно ли этот рассказ назвать
грамотным и красивым? Почему?

Жила-была один мальчик. Мальчик любил ходить в школу. Каждый день мальчик утром собирался в школу и шёл

Слайд 5Вспоминаем то, что знаем
Послушайте стихотворение. Отгадайте загадку.
Утром – как заведено –

А стемнеет – ОН придёт:
Разомкнёшь ресницы Тоненький, смущённый, –
И к тебе идёт ОНО Он на цыпочках войдёт
Розовой жар-птицей… Долькою лимонной.,
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?

А что такое он, она, оно с языковой точки зрения?

Попробуйте сформулировать тему урока.


Местоимение как часть речи.

Вспоминаем то, что знаемПослушайте стихотворение. Отгадайте загадку.Утром – как заведено –    А стемнеет –

Слайд 6Ключевые слова урока
-Разряды
-Местоимения-существительные
-Личные
По ключевым словам попробуйте сформулировать цели урока

Ключевые слова урока-Разряды-Местоимения-существительные-ЛичныеПо ключевым словам попробуйте сформулировать цели урока

Слайд 7Цель урока
-Знакомство с разрядами местоимений.
-С разрядами местоимений-существительных
-С личными местоимениями существительными, их

особенностями и роли в речи
Цель урока-Знакомство с разрядами местоимений.-С разрядами местоимений-существительных-С личными местоимениями существительными, их особенностями и роли в речи

Слайд 8О ком говорит А.С. Пушкин
в следующих строках:

Его глаза сияют.

Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.

Как зовут этого его?
О ком говорит А.С. Пушкин в следующих строках: Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он

Слайд 9Что изменилось?
Выходит Пётр.
Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он

прекрасен, он весь, как божия гроза.

Что изменилось?Выходит Пётр.Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.

Слайд 10Литературная загадка:
он стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих

степей его в день гнева породила.

О ком или, может быть, о чем говорит А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар»?

Литературная загадка: он стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих степей его в день гнева породила.

Слайд 11Что изменилось?
Анчар, как грозный часовой.
Он стоит – один во всей

вселенной. Природа
жаждущих степей его в день
гнева породила.
Что изменилось?Анчар, как грозный часовой. Он стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих степей его в

Слайд 12Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное

значение. Но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством.
Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи или в

Слайд 13Упражнение 1

Упражнение 1

Слайд 14Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.
Разряды местоимений:

личные
возвратное
вопросительные
относительные
неопределенные
отрицательные
притяжательные
указательные
определительные

По своим морфологическим признакам часть местоимений сходна с именами существительными, часть – с именами прилагательными.

Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.Разряды местоимений: личные возвратное вопросительные относительные неопределенные отрицательные

Слайд 15Разряды местоимений-существительных
личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);
возвратное

(себя);
вопросительные (кто, что, каков, чей – служат для выражения вопроса);
относительные (кто, что – служат для связи частей предложения);
неопределенные (некто, нечто, кто-то,
кое-что и др.);
отрицательные (никто, ничто и др.) ;
притяжательные (мой, твой, наш) ;
определительные (весь, самый, другой,
иной) .
Разряды местоимений-существительныхличные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они); возвратное (себя); вопросительные (кто, что, каков, чей

Слайд 16Упражнение 2

Упражнение 2

Слайд 17Местоимения-существительные

Местоимения-существительные

Местоимения – существительные отвечают на вопросы кто? или что? и указывают

на лицо или предмет, но не называют его: (кто?) я, ты, он, никто, некто; (что?) оно, ничто, нечто.

Уточните тему урока

Подумайте, чем отличаются имена существительные от
местоимений-существительных.

Местоимения-существительныеМестоимения-существительныеМестоимения – существительные отвечают на вопросы кто? или что? и указывают на лицо или предмет, но не

Слайд 18 Поработайте в парах.
Я, ты,

он, она, вместе целая страна.
Вместе - дружная семья
В слове «мы»-сто тысяч «я»


Назовите личные местоимения, укажите лицо,число


Почему они так называются?

Дополните схему.

Морфологические признаки личных местоимений

Постоянные Непостоянные

1.
2.

1.
2.

Проверьте себя

1. лицо (1,2,3-е)
2. число

Поработайте в парах. Я, ты, он, она, вместе целая страна.Вместе -

Слайд 19Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но,

увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫПри НИХ на берегуЕГО ловили. Но, увы:Я плавать - не могу!МЫ ВАМ

Слайд 20Оказывается, личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения

по падежам , не изменяя их корни, нельзя!!!
Рассмотрим на примере изменения местоимения я.
И.п.(Кто? Что?)-я
Р.п.(Кого? Чего?)- меня
Д.п.(Кому? Чему?)-мне
В.п. (Кого? Что?-меня
Т.п.(Кем? Чем?)-мной
П. п.(О ком? О чём?)-обо мне
Сделайте вывод о склонении местоимений-существительных.
Оказывается, личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения по падежам , не изменяя их

Слайд 21Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным,

изменяются по родам.
Бывают мужского, среднего и женского рода,
с их помощью можно определить род имён существительных.

Стол- он мой (м.р)
Книга-она моя (ж.р.)
Окно-оно моё( ср.р)

Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным, изменяются по родам. Бывают мужского, среднего

Слайд 22Запомни и говори правильно:
Родная, я грущу по ВАС,-
И подписался просто А.С.

Запомни и говори правильно:Родная, я грущу по ВАС,-И подписался просто А.С.

Слайд 23Ключевые слова : Родина, люблю, горжусь.
1 ряд составляет предложение со

словом Родина, употребив в предложении местоимения 1 лица. Предложение по цели высказывания повествовательное.
2 ряд , употребив в предложении местоимение 2 лица, предложение по цели высказывания вопросительное.
3 ряд замените существительное Родина личным местоимением. Предложение по интонации восклицательное.
Ключевые слова : Родина, люблю, горжусь. 1 ряд составляет предложение со словом Родина, употребив в предложении местоимения

Слайд 24Ключ к тесту
Проверь себя и оцени свои достижения
1. – а; 2.

– а, б, ; 3. – б;
4. – в; 5. – а, б; 6. – г;
7 – в; 8 – г; 9. – в; 10. – б
Ключ к тестуПроверь себя и оцени свои достижения1. – а; 2. – а, б, ; 3. –

Слайд 25Занимательная лингвистика (вопросы-шутки)
Какое местоимение спрятано в алфавите?
Какие местоимения нужны, чтобы руки

стали чистыми?
Какие местоимения встречаются на плохих дорогах?

Я

Вы, мы, ты


Я, мы

Занимательная лингвистика (вопросы-шутки)Какое местоимение спрятано в алфавите?Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? Какие местоимения встречаются на

Слайд 26Рефлексия.
Какие части речи мы повторили?

На какие группы делятся части речи?

Местоимение-это…

Как вы

оцениваете свою работу на уроке?

Глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение
Самостоятельные и служебные.
Часть речи, которая указывает, не называя предмет, признак…

Рефлексия.Какие части речи мы повторили?На какие группы делятся части речи?Местоимение-это…Как вы оцениваете свою работу на уроке?Глагол, имя

Слайд 27Домашнее задание :
написать небольшое
(7-8 строк) сочинение
на тему «Что было

бы с языком, если бы в нем не было местоимений»
Домашнее задание :написать небольшое (7-8 строк) сочинение на тему «Что было бы с языком, если бы в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть