Слайд 1Урок русского языка
в 8 классе
Учитель: Кастерина О.Н.
Слайд 2Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные
семена знания
непременно дадут
добрые всходы.
Слайд 3Верно – неверно
1. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов.
2. Слова
в словосочетаниях связаны только по смыслу.
3.Словосочетание – это единица синтаксиса.
4. Словосочетания бывают только глагольными.
5. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
6. Слова в словосочетании соединяются сочинительной связью.
Слайд 4Проверь себя
1. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов.
2. Слова в
словосочетаниях связаны по смыслу и грамматически.
3.Словосочетание – это единица синтаксиса.
4. Словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.
5. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
6. Слова в словосочетании соединяются подчинительной связью.
Слайд 5Тема урока:
Синтаксические связи слов
в словосочетаниях
Слайд 6В словосочетании всегда одно главное слово - хозяин, а другое ему
подчиняется. Поэтому между словами подчинительная связь. Но слово – хозяин по- разному относится к своим подчиненным.
В одних случаях главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит оно.
В других случаях главное слово – требовательный хозяин. Он строго приказывает подчиненному: «Делай только так, как я прикажу!»
А есть еще один вид: главное слово, хозяин, ничего не требует от своего подчиненного. Он только просит: «Встань со мной рядом!»
Слова для справок: примыкание, согласование, управление.
Слайд 7Определите вид связи в данных словосочетаниях
1 группа:
Красивый букет, купленный мяч, моя рубашка,
первый урок.
2 группа:
Пахнет хлебом, ваза из стекла, прощаться с другом, думал о поездке.
3 группа:
Встретиться вечером, долго решал, очень скоро, начал работать.
Слайд 8Проверь себя
1 группа.
Красивый букет, купленный мяч, моя рубашка, первый урок - согласование
2
группа.
Пахнет хлебом, ваза из стекла, прощаться с другом, думал о поездке - управление
3 группа.
Встретиться вечером, долго решал, очень скоро, начал работать - примыкание
Слайд 9
Самопроверка упр. 64
Согласование: равнодушный человек, правовое государство, теплый прием.
Управление: пользоваться компьютером,
успеет до рассвета, занимаюсь историей, собрался в лес, инициатива прекращения, курс реформ, стратегия уничтожения, анализировать это, обсуждение кандидатуры, адресованы читателям, факты утраты, показывает сходство, гарантия успеха, политика созидания.
Примыкание: обидел ненароком, где-то растет.
Слайд 10
Словарная пятиминутка
Стратегия - план военной деятельности.
Гарантия – обязательство, предусмотренном законом или
договором.
Кандидат – лицо, предполагаемое к избранию, назначению куда-нибудь.
Задание: составьте сложное предложение с одним из данных слов, произведите синтаксический разбор
Слайд 11Повторим
Упражнение 69:
сколько словосочетаний в данном упражнении?
Сближает их, побледневшее небо.
Какой
вид связи в данных словосочетаниях?
Слайд 12Проверь себя
Упражнение 69:
Почему остальные сочетания слов нельзя назвать словосочетаниями?
Поверхностно и
формально, конфликтны и конфликтные ситуации – однородные члены.
Из-под дома – слово с предлогом.
Всходит луна – грамматическая основа.
Слайд 13Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Ученья
корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи
Слайд 14Домашнее задание:
п. 11,
упражнение 67
* упражнение 70
Слайд 15 Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнал …
- Мне было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я приобрел…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…