Презентация, доклад к уроку русского языка на тему: Комплексный анализ текста. Имя прилагательное. 6 класс

Содержание

ФИМКА С РЕКИ КУМУЖЬЕЙ. 1)Утро выдалось розовое от мороза. 2)Невысокое большое солнце било прямо в окна и высвечивало на них серебряные листья и цветы. 3)Фимка вылез из теплой постели и босиком прошлепал к окну. 4)Подышав на

Слайд 1Тема: «Комплексная работа с текстом» (имя прилагательное)
6 класс
Майер В.А., учитель русского

языка и литературы МОАУ «Гимназия № 2» г. Оренбурга
Тема: «Комплексная работа с текстом» (имя прилагательное)6 классМайер В.А., учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №

Слайд 2ФИМКА С РЕКИ КУМУЖЬЕЙ.
1)Утро выдалось розовое от мороза. 2)Невысокое большое солнце

било прямо в окна и высвечивало на них серебряные листья и цветы. 3)Фимка вылез из теплой постели и босиком прошлепал к окну. 4)Подышав на пушистое стекло, он глянул на улицу: так и есть, проворонил. 5)Отцовы аэросани уже стояли возле правления колхоза... 6)Фимка на скорую руку умылся, надел малицу, обулся в меховые сапоги-тобурки и вышел на улицу.
(По Ю.Качаеву)

ФИМКА С РЕКИ КУМУЖЬЕЙ. 1)Утро выдалось розовое от мороза. 2)Невысокое большое солнце било прямо в окна и

Слайд 3Задания:
1.Определите тему текста, его семантические центры. Подберите к этим центрам ключевые

слова (доминанты).
2. Найдите в тексте эпитеты и метафоры, объясните их роль.
3. Назовите незнакомые слова, встретившиеся вам в тексте. Попробуйте определить их значение. При необходимости воспользуйтесь словарем. Почему автор употребляет эти слова?
4. Подберите синонимы к слову проворонил. Каково его лексическое значение? В текстах какого стиля уместно это слово?
4. Объясните пунктуацию последнего предложения. Многоточие в предпоследнем предложении. Постройте схемы 2 и 6 предложений.
5. Что означает выражение на скорую руку? Подберите синонимы и антонимы.
6. Найдите прилагательные и разделите их по разрядам.

Задания: 1.Определите тему текста, его семантические центры. Подберите к этим центрам ключевые слова (доминанты).2. Найдите в тексте

Слайд 4Текст
Автор
литература
Заглавие
география
ИЗО
антропонимия
лексика
морфология
Синтаксис и пунтуация
стилистика

ТекстАвторлитератураЗаглавиегеографияИЗОантропонимиялексикаморфологияСинтаксис и пунтуациястилистика

Слайд 5Автор текста
Юрий Григорьевич Качаев родился в 1937 году в сибирском селе

Бражное. В трудное военное время учился в сельской школе, затем окончил институт иностранных языков. Трудовая деятельность писателя связана с детьми: он работал учителем, сотрудничал в газете "Пионерская правда" и журнале "Пионер". Юрий Качаев много ездил по стране. Он побывал на Памире, в тундре, на Курильских островах - у пограничников, археологов, моряков. И поэтому "география" его книг (а их больше пятнадцати) так обширна, и самые разные люди живут в его рассказах и повестях.
Автор текста	Юрий Григорьевич Качаев родился в 1937 году в сибирском селе Бражное. В трудное военное время учился

Слайд 6Работа с заглавием текста.
Река Кумужья – река в Мурманской области, впадает

в озеро Нюдъявр
Работа с заглавием текста.Река Кумужья – река в Мурманской области, впадает в озеро Нюдъявр

Слайд 7 На северо-западе Российской федерации расположена Мурманская область. Образована область в 1938

году. Административный центр области - город Мурманск. На карте Мурманской области можно видеть, что территория области находится на Кольском и Рыбачьем полуостровах, а также ей принадлежат острова Айновские, Великий, Семь островов и Кильдин остров. Основная часть Мурманской области расположена за Северным полярным кругом. Мурманская область граничит с Финляндией и Норвегией, а также с Карелией.

Мурманская область

На северо-западе Российской федерации расположена Мурманская область. Образована область в 1938 году. Административный центр области - город

Слайд 8Герасимов С. В. Зима. 1939
Природа сурового севера на полотнах художников.

Герасимов С. В. Зима. 1939Природа сурового севера на полотнах художников.

Слайд 9Егорнов А. С. Зима. 1895

Егорнов А. С. Зима. 1895

Слайд 10Виктор Васнецов. Северная земля.

Виктор Васнецов. Северная земля.

Слайд 12Иван Харченко. Северное сияние

Иван Харченко. Северное сияние

Слайд 13Фимка
Значение имени Ефим
Ефим Мужское имя, имеет древнегреческое происхождение и произошло

от слова “эуфемос”, означающего “благочестивый”, “священный”..
Характер обладателя этого имени отличается повышенной эмоциональностью, гордостью, самолюбием и прямолинейностью.
В детском возрасте это энергичный, общительный, весёлый, но слишком самоуверенный мальчишка, который обладает душевной тонкостью, но тщательно скрывает её из-за ранимости и боязни быть высмеянным. Источник: http://beremennost.net/content/efim
 

Почему мальчика в тексте зовут именно Фимка, а не Ефим?
Соответствует ли имя герою текста?

ФимкаЗначение имени Ефим 	Ефим Мужское имя, имеет древнегреческое происхождение и произошло от слова “эуфемос”, означающего “благочестивый”, “священный”..

Слайд 14Лексика.
Семантические центры
Утро (пейзаж)
-выдалось розовое от мороза;

-невысокое большое солнце било …в окна;

-

высвечивало серебряные листья и цветы (на окнах).

Фимка

- вылез из теплой постели;
босиком прошлепал к окну;
глянул на улицу;
проворонил;
на скорую руку умылся;
надел малицу;
обулся в меховые сапоги-тобурки;
вышел на улицу.

-Слова какой части речи несут смысловую нагрузку?
-Какого вида глаголы?
-Определите тип речи данного текста?

Лексика.Семантические центрыУтро (пейзаж)-выдалось розовое от мороза;-невысокое большое солнце било …в окна;- высвечивало серебряные листья и цветы (на

Слайд 15Изобразительно-выразительные средства.
Эпитеты
-теплая постель;
-пушистое стекло;
Метафоры
-серебряные листья и цветы;
-солнце било в окна;

Изобразительно-выразительные средства.Эпитеты-теплая постель;-пушистое стекло;Метафоры-серебряные листья и цветы;-солнце било в окна;

Слайд 16Лексика
1.Незнакомые слова:
Аэросани

Малица

Тобурки

Лексика1.Незнакомые слова: АэросаниМалицаТобурки

Слайд 17Аэроса́ни — самоходные сани, снабженные двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом

(пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду.
Аэроса́ни — самоходные сани, снабженные двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для

Слайд 18МА́ЛИЦА, -ы, ж. На севере: одежда из оленьих шкур с капюшоном.


МА́ЛИЦА, -ы, ж. На севере: одежда из оленьих шкур с капюшоном.

Слайд 19Тобурки – меховые сапоги, сшитые мехом внутрь или наружу и надеваемые

поверх другой обуви.
Тобурки – меховые сапоги, сшитые мехом внутрь или наружу и надеваемые поверх другой обуви.

Слайд 202. Подберите синонимы к слову проворонил. Каково его лексическое значение? В

текстах какого стиля уместно это слово?
(прозевал, проспал…)

3.Что означает выражение на скорую руку? Подберите синонимы и антонимы.
***Вспомните, что такое фразеологизм
(быстро, без большой  затраты времени; наспех, кое-как;
медленно)
2. Подберите синонимы к слову проворонил. Каково его лексическое значение? В текстах какого стиля уместно это слово?(прозевал,

Слайд 21Морфология
Найдите прилагательные и разделите их по разрядам. Объясните их правописание.
Розовое-
(Не)высокое-
Большое-
Серебря(н, нн)ые-
Теплой-
Пушистое-
Меховые-
Отцовы-
***Определите

способ образования данных прилагательных.
МорфологияНайдите прилагательные и разделите их по разрядам. Объясните их правописание.Розовое-(Не)высокое-Большое-Серебря(н, нн)ые-Теплой-Пушистое-Меховые-Отцовы-***Определите способ образования данных прилагательных.

Слайд 22Объясните пунктуацию последнего предложения. Многоточие в 5 предложении. Постройте схему 2

предложения.

Синтаксис и пунктуация.

5)Отцовы аэросани уже стояли возле правления колхоза... 6)Фимка на скорую руку умылся, надел малицу, обулся в меховые сапоги-тобурки и вышел на улицу.
2)Невысокое большое солнце било прямо в окна и высвечивало на них серебряные листья и цветы.
***Чем по структуре отличаются 2 и 6 предложения? По смысловой нагрузке? ( последовательность , одновременность действий)


Объясните пунктуацию последнего предложения. Многоточие в 5 предложении. Постройте схему 2 предложения.Синтаксис и пунктуация.5)Отцовы аэросани уже стояли

Слайд 23Итог работы с текстом
-С текстом какого стиля мы работали на уроке?
-

Докажите, что это текст художественного стиля.
( в воображении создается картина великолепного зимнего утра, образ мальчика)
Каким мы видим Фимку?
Каково авторское отношение к герою? Что помогло это понять?
Что можно сказать о самом авторе текста?
Итог работы с текстом-С текстом какого стиля мы работали на уроке?- Докажите, что это текст художественного стиля.(

Слайд 24Домашнее задание
Написать сочинение –миниатюру «Рождественский вечер», включив в текст описание (пейзаж)

и повествование. (5-8 предложений)
Домашнее заданиеНаписать сочинение –миниатюру «Рождественский вечер», включив в текст описание (пейзаж) и повествование. (5-8 предложений)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть