Слайд 1Конспект урока
«Работа с текстом на уроках русского языка как средство
формирования коммуникативной компетенции учащихся»
Слайд 2Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности,
увлекающий как учителя, так и школьника.
Слайд 3ЦЕЛЬ
Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка, направленных
на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.
Слайд 4Как развивать речь и мышление учащихся?
Как сформировать интеллектуально и творчески
развитую личность,
обладающую коммуникативными навыками?
Слайд 5Текстоцентрический подход –
необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием
которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Слайд 6Текст является единицей общения.
В создании текста участвуют все единицы языка, безусловно,
основным элементом текста является предложение.
Все категории текста, все его специфические признаки объединяются одним общим назначением – реализовать коммуникативное намерение автора текста.
Слайд 7
Сформировать умения осмысленного восприятия текста у обучающихся.
Совершенствовать умения, обеспечивающие понимание текста.
-
Формировать умения интерпретировать текст.
Задачи работы с текстом
Слайд 8Методика работы с учебным параграфом
Схематическое исследование параграфа
ТЕМА ПАРАГРАФА
ПРОБЛЕМА 1
ПРОБЛЕМА 2
ПРОБЛЕМА 3
ПРОБЛЕМА 4
ПРОБЛЕМА 5
ПРОБЛЕМА 6
Слайд 9Методика «Инсерт»
Развитие логического мышления при освоении учебно-научного текста
Предполагаемые формы работы:
в парах,
в группах, мини-мастерские
Градация текста:
«+» -то, что я знаю;
«V»-новая информация;
«?» -то, что я не знаю, не понял
Слайд 14Методика построения ассоциативных схем
МОЯ ВЕСНА
солнышко
цветочки
листочки
радость
птички поют
синее небо
крик,
говор вод,
зык,
свист
мошки,
пчелы, птицы
ВЕСНА ФЕТА
утро,
день,
свет
Слайд 15Алгоритм работы с ассоциативной схемой
Сопоставьте сходные ассоциации
(Моя весна–весна А.Фета)
Расставьте
логические ударения
(возможно, выделение ключевых слов)
Сопоставьте с другими поэтами: весна А.Фета –это…, весна А.Блока –это…, весна Б.Пастернака –это…
Сделайте обобщение.
Поработайте с ассоциативной схемой по плану:
1. Постановка вопроса.
2. Исследование текста.
3. Создание гипотезы.
4. Обсуждение, осмысление
Слайд 16Методика «Шести шляп»
шляпа
информации
целеполагание
что чувствуют
герои, читатели,
их интуиции
решение
проблемы
хорошее,
позитивное
плохое,
трагичное
в произведении,
непонятное
Слайд 17Методика создания синквейна
1-я строка (одно слово) –существительное, главная тема, мысль
2-я
строка (два слова) –прилагательные, качества первого слова
3-я строка (три слова) –глаголы, действия первого слова
4-я строка ( четыре слова) –суждение по теме первого слова, мысль
5-я строка (одно слово) –существительное, синоним первому слову или ассоциация. Вывод, заключение
Алгоритм написания синквейна (в основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом)
Слайд 19Примеры синквейнов
Петербург Достоевского
- Грязный, серый
- Угнетает, ожесточает, давит
- Картины
нищеты и безнадежности
- Безысходность
Слайд 20Попробуй отгадай
……………
Балованный, маленький
Плачет, требует, хохочет
… -цветы жизни
Чудо
Слайд 21Методика «Словарная карта»
В центре записывается новое слово
Над словом записывается пояснение,
его толкование
Слева от пояснения –словоформы данного слова
Под ним –предложение из текста
Под ним –собственное предложение с использованием этого слова
Слева от слова –ассоциации, примеры
Справа –синонимы, антонимы
(работа с единицей текста)
Слайд 22«Словарная карта»
НОВОЕ СЛОВО
ДЕФИНИЦИЯ
ОДНОКОРЕННЫЕ
СЛОВА
АНТОНИМЫ
АССОЦИАЦИЯ
СИНОНИМЫ
СОБСТВЕННОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ С
ДАННЫМ СЛОВОМ
ПРИМЕРЫ
ИЗ ТЕКСТА
Слайд 23Главная задача —
обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения, ясное
понимание того, что текст — это сложный организм,
в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы
Слайд 24Методические приемы и формы решения проблемы
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-миниатюра;
• многоаспектный анализ текста;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Слайд 25Дидактические игры
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте
речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Слайд 26Комплексный анализ текста –
это не только интересный, но и чрезвычайно
полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.
Слайд 27Многоаспектный анализ текста:
композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и
т.д.);
стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Слайд 28Работу над текстом на уроках русского языка можно представить в виде
таблицы:
Слайд 29 Виды лингвистического разбора:
фонетический (чтение с определенной интонацией, которая отражает
значение знаков препинания и семантику выражения: словосочетания или предложения);
лексический (выяснение значения и смыслов слова, словосочетаний, обнаружение синонимических, антонимических и подобных отношений и понимание их роли для раскрытия замысла автора);
морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте);
морфологический и синтаксический (для уточнения смыслов предложения и микротекста с точки зрения временных, модальных и других грамматических значений);
стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста).
Слайд 30Группы заданий к текстам
1) Поиск в тексте определенных форм и
конструкций, их классификация, объяснение их роли в тексте - от грамматики идем к содержанию;
2) Определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание;
3) Активная работа с текстом (изменение структуры предложений, подбор синонимов, определение стиля и жанра текстов).
Слайд 31Примерный план анализа текста любого типа речи
1. Выразительное чтение текста.
2.
Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
Слайд 33Текст
О чём? (ты видишь тему.)
Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
Над
каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
Зачем автор написал текст? (ты определишь цель.)
Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию.)
Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.) Почему были использованы именно эти языковые средства?
Слайд 34
– цепная связь (повествование),
– параллельная (описание),
– кольцевая,
– лучевая – характерна для
текстов-рассуждений,
– смешанная связь.
Способы соединения предложений в тексте
Слайд 35Виды связи между предложениями в тексте:
Слайд 36Средства межфразовой связи
Лексические средства связи (лексический повтор, использование однокоренных слов, синонимы,
контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы, тематически объединенные слова).
Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия, числительные, союзы, частицы, вводные слова).
Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении, синтаксическая неполнота, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций.
Слайд 38Функциональные стили и типы текста
Слайд 41Памятки анализа разных типов текста
по функционально-смысловому плану
Назовите главные особенности типа
речи – повествование.
Определите стиль речи.
Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).
Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскрытия?
Назовите идею, или основную мысль.
Определите, от какого лица ведется повествование (1-го? 3-го?).
Назовите основные действия и порядок их указания.
Выделите основные части текста (составьте его план).
Укажите начало текста.
Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
Объясните особенности использования языковых средств.
Составьте заключение по характеристике текста.
Повествование
Слайд 42Описание
Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).
Охарактеризуйте выбор
признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость выбора от стиля речи, порядок указания признаков, целесообразность этого порядка).
Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).
Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждения). Каково их назначение?
Назовите средства связи слов и частей текста.
Охарактеризуйте языковые средства.
Сделайте общий вывод об описании.
Слайд 43Рассуждение
Выделите части текста. Как они связаны?
Найдите введение, определите его назначение.
Выделите тезис.
Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.
Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?
Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
Охарактеризуйте заглавие текста, отражение в нем темы, идеи, соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
Рассмотрите языковые средства.
Сделайте общий вывод по анализу текста.